учитель русского языка и литературы
МОУ Будинской ООШ
Тверской области
Предлагаю конспект урока по русскому языку в 6 классе, который разработан для учебника М.Т. Баранова. На уроке происходит знакомство с неологизмами.
Учащиеся выполняют различные задания под руководством учителя, тем самым происходит закрепление темы лексики.
Цели: познакомить учащихся с причинами появления новых слов в русском языке;
— развивать умение пользоваться толковым словарём для определения значения новых слов;
— развивать орфографическую зоркость
Демонстрационный материал: толковый словарь, карточки для проверки домашнего задания
Методические приёмы: работа в парах, беседа
Ход урока
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания:
Терминологический диктант
1) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности называются…
2) Все слова в языке называются …
3) Слова, которые употребляются всеми жителями не зависимо от места проживания, называются…..
4) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются …..
5) словарный запас человека — это…
6) то, что обозначает слово называется….
7) слова, одной и той же части речи противоположные по значению называются …..
8) слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются…
9) слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются..
Ключ к ответам:
1 | диалектными |
2 | Лексикой |
3 | Общеупотребительными |
4 | профессионализмами |
5 | лексикон |
6 | Лексическим значением |
7 | антонимами |
8 | омонимами |
9 | синонимами |
— взаимопроверка учащимися выполненной работы
3. Сообщение темы и целей урока.
— Сегодня мы продолжим с вами изучать лексику. НА прошлых уроках мы говорили с вами о диалектизмах, профессиональных словах, исконно-русских и заимствованных. Сегодня мы познакомимся с вами с новой группой слов. А какой попробуйте догадаться решив следующее задание:
Четвёртое лишнее:
1. бумага
2. халат
3. лошадь
4. интернет
— Какое слово выбрали? Почему?
— Верно, это слово интернет, потому что оно появилось в нашей речи сравнительно недавно.
— Слова, которые возникли в нашей речи сравнительно недавно, называются НЕОЛОГИЗМАМИ.
— Запишите тему урока в свои тетради.
4. Изучение нового материала
1) знакомство с теоретическим материалом.
Стр. 72
5. Первичное закрепление изученного материала.
1) работа по учебнику:
Упр. 129 – выполним это упражнение устно
Упр. 130 – записать слова по образцу:
Акванавт – это … (воспользоваться толковым словарём)
2) Это интересно:
С тематической точки зрения наиболее часто встречающиеся слова этого типа можно разделить на несколько групп:
1) слова — экономические термины: оффшор (свободный), роуминг — «распространение; политические термины: спикер — председатель парламента,
инаугурация — «церемония вступления в должность президента страны»,
рейтинг — «оценка»,
2) слова — термины, связанные с компьютерной техникой,
сайт – «местоположение» ; файл — подача какого-л. документа»
3) названия некоторых бытовых предметов.
миксер — «смешивающий аппарат или прибор»; тостер — «приспособление для поджаривания тостов»
4) спортивные термины, а также названия некоторых игр или видов спортивных занятий, ставших модными и популярными в последнее время, например:
боулинг — «шар; игра в шары»; дайвинг — «подводное плавание»,
5) названия некоторых явлений музыкальной культуры
хит – «популярная песня», сингл — «песня, записанная отдельно», ремейк (римейк) — «переделка»,
6) названия некоторых профессий, рода деятельности (получившие распространение в последнее время), например:
секьюрити — «охрана», провайдер — «поставщик», риэлтор — «агент по продаже недвижимости
7) термины, употребляемые в косметологии :
лифтинг — «подтяжка», пилинг — «чистка лица», скраб – «крем для отшелушивания,
3) распределительное письмо:
— Сейчас я буде диктовать слова, а вы распределите их по следующим колонкам:
профессионализмы | диалектизмы | неологизмы | жаргонизмы |
Вакцина, указка, акварель, вокализ, наждак, учебник, акваланг, шприц, журнал | Бурак, печурка, драчёны, замолаживает, гутарить, летятина (дичь), залавье (комод) | Провайдер, дизайн, постер, тинейджер, ланч, блокбастер, кастинг, киллер, брокер | Зарубежка, срезался, шпора, пара, хвост, общага, стипуха, дубак |
4) поддиктовка:
Прошёл дождь, и по низким луговым местам поднялся плотный туман. Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торопливо уплывают в эту роскошную арку. Дул сильный пронизывающий ветер, и где-то вверху на крутом берегу скрипели деревья. Река бежала быстро и едва слышно журчала около сваек купальни.
5) подготовимся к ГИА:
1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же безударная гласная корня, которую можно проверить ударением?
А) изб…рательный, выгл…деть, апп…тит
Б) воспом…нание, св..щенный, т..оретик
В) ед..ница, обв…вать (плющом) , св..стеть
Г) п..лезный, в..ронка, р..сточек
2. Укажите ошибочное суждение:
А) в слове СЪЕМ четыре звука.
Б) в слове ХОЛОДНЫЙ все согласные звуки твёрдые
В) в слове ОТДАЁТ второй согласный звук звонкий
Г) в слове ШЕВЕЛЬНУТЬСЯ буквы ТЬС обозначают звук [ ц ]
3. В каком слове присутствует чередующая гласная в корне:
А) сумерки
Б) предложит
В) перебрасываюсь
Г) признаёт
6. Подведение итога урока:
— Что такое неологизмы?
— Приведите примеры неологизмов.
— Что удалось на уроке?
— Какие трудности испытали?
7. Домашнее задание:
П. 26, правило, упр.132
{module Google_kvadrat}