учитель русского языка и литературы
МОУ Будинской ООШ
Тверской области
Данный конспект урок русского языка в 6 классе предназначен для учебника Баранова М.Т и др. Это первый урок в изучении темы: «Лексика». Он поможет вспомнить теоретические сведения о лексике, полученные учащимися в 5 классе и подготовить к дальнейшему изучения данной темы в 6 классе.
Цель урока: (слайд 2)
- закрепить понятия о лексикологии как науки о языке;
- закрепить понятие «лексическое» и «грамматическое» значение слов;
- закрепить понятия однозначные и многозначные слова, переносное значение слова; синонимы, антонимы.
Ход урока
1. Орг. начало урока.
2. Словарно-орфографическая работа. (слайд 3)
Посв..тить стихотворение, пос..деть у говорливого ручья, разр..дить обстановку, разр..дил морковь, дремл..т камыш(?), горячий ключ(?), хороший товарищ(?), ярк..м колоритом, пл..хая погода, верн..го друга.
— Проверьте себя (слайд 4)
— (слайд 5-6) Найдите слова, для правильного написания которых необходимо знать их лексическое значение (посвятить, посидеть, разрядить, разредить).
— Подберите синонимы к прилагательным (горячий – жаркий, обжигающий; хороший – отменный отличный, превосходный; яркий – сочный, насыщенный; плохой – скверный, нехороший, неважный; верный – надежный).
— Запишите антонимы к слову горячий, яркий.
— Выпишите слова, употребленные в переносном значении. Составьте словосочетания, в которых они имели бы прямое значение (говорливого, разрядить, дремлет).
-Выпишите слово, значение которого можно определить только в контексте (словосочетании или предложении). Как называются такие слова?(ключ – омонимы)
— Используя толковый словарь учебника, определите, однозначное или многозначное слово горячий, колорит.
3. Работаем с текстами.
-Запишите тексты. (слайд 7)
1. Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
2. Если б дали березке расческу,
Изменила б березка прическу:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косичку.
И. Токмакова.
— (слайд 8) Что такое метафора? (переносное значение слова, основанное на сходстве предметов или явлений)
— Какие метафоры использует поэт, чтобы образнее ярче представить картину?
— Выпишите из первого отрывка синонимы к слову мерзнуть. Какова их роль в тексте? (зябнуть, дрожать, стыть. Благодаря им достигается особая выразительность текста)
— Выпишите из второго отрывка глаголы, которые употребляются в переносном значении. Графически объясните в них правописание гласной в коне слов.
— Подберите и запишите синонимы к слову глядеть. (смотреть, глазеть, взирать, не сводить глаз, не отрывать взгляд, вытаращиться)
— Всегда ли возможна синонимическая замена? Например, смотреть (глядеть) фильм?
4. Лексический диктант (слайд 9)
— Определите по лексическому значению слово и запишите его.
- Все слова языка (лексика).
- словарный запас одного человека (лексикон)
- раздел лингвистики, изучающий лексику (лексикология)
- слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные)
- слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные)
- слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)
- слова одной части речи, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками значений. (синонимы)
(слайд 10) — Проверьте себя
5. Домашнее задание.
-Знать правило на стр. 51 п.20.
{module Google_kvadrat}
Презентация содержит 10 слайдов, объемом 1.1 Мб, можно скачать бесплатно