учитель русского языка и литературы
школа № 47 с. Сарыколь
Целиноградский район
Акмолинская область
Цель: привитие любви к родному языку и языкам других народов.
Оформление:
1) Стенгазета.
2) Высказывания о языках.
3) Красочное оформление зала.
4) Музыкальное оформление.
Ежегодно в Казахстане каждая третья неделя сентября посвящается языкам народов Казахстана, проживающих на территории нашей многонациональной страны. В нашей стране говорят на 130 языках, это говорит о людях разных национальностей, населяющих нашу страну. Русский язык является мостом, который не только связывает, но и духовно сближает наши народы. Для человека любой национальности, любой народности дорог и близок прежде всего родной его язык, язык его народа.
Язык – бесценный дар, которым наделен человек. Замечательный аварский поэт Р. Гамзатов сказал о языке: «И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть». Поэтому наш тематический конкурс знатоков русского языка посвящается Дню языков в Казахстане.
Чтение стихов, посвященное величию языков:
«Могучий язык», «О языке».
{module Google_kvadrat}
«Могучий язык».
Великий, могучий русский язык.
Туркмен его учит, Узбек и таджик.
Русское слово звучит на Кавказе,
В штате Айова, в Африке, в Азии…
По-русски народы от края до края
«Мир и свобода» сейчас повторяют.
Дружат сегодня с русской речью
Любые народы, любые поверья.
И марсиане, раскрыв буквари
Научатся с нами по ним говорить.
В горах Алатау, в предгорьях Памира –
Повсюду в Отчизне вовеки веков
Пусть расцветает прекраснейший в мире
Язык языков!
«О языке»
Я с ученицей был знаком:
Выписывая цифры
Она водила языком,
Как обезьяна в цирке.
Нельзя об этом промолчать
Ведь это очень грустно!
Нам дан язык, чтоб отвечать
Не письменно, а устно!
Ю. Коринец
Разминочный тур
Участники игры разгадывают кроссворд:
Заполняют горизонтальные строчки словами, противоположными по значению, и в одном из вертикальных столбцов читают их общее название.
|
||||||
Горький (сладкий), начинать (кончать), старость (детство), сложный (простой), трудолюбивый (ленивый), короткий (длинный), свет (темнота).
1 тур.
Игра – опрос. «Веришь – не веришь».
(Ученики должны согласиться с моим утверждением или возразить мне. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов.
Верите ли вы, что…
- Каждое слово имеет свое лексическое значение.
- Лексикология изучает звуки и буквы.
- Синонимы – это слова с противоположным значением.
- Слова могут употребляться в прямом и переносном значении.
- Слова сильный и мужественный – синонимы.
- Слово ключ – многозначное.
- Слова отважный, храбрый, бесстрашный – антонимы.
2 тур.
Работа с перфокартами. Дополнить нужные по смыслу слова.
- Хороша веревка длинная, а речь …
- Вещь хороша новая, а друг …
- Человек от лени болеет, а от …. здоровеет
- Близкий сосед лучше …. родни
- Больше знай, да …… болтай.
- Не торопись языком, торопись …..
- Гость мало гостит, да …… видит.
3 тур.
Проявите переводческие способности соединить стрелками записанные казахские слова с их русскими антонимами.
Акылды открыл
Коп чистый
Жапты мало
Лас глупый
Улкен темный
Жарык маленький
Акелдi ночь
Кун унес
4 тур.
Отгадайте загадки.
- У двух матерей по пять сыновей, одно всем имя (руки — пальцы).
- Один костер весь свет согревает (солнце)
- Рядом два колодца, а между ними – перегородка (глаза и нос)
- Утром на четырех, днем на двух, а вечером на трех (ребенок, взрослый, старик).
- Тридцать два молотят, один поворачивает (язык и зубы).
Все мы любим общаться друг с другом.
Человеческое общение – это прежде всего общение в разных ситуациях и на естественном языке: русском, казахском, английском, немецком и прочих. Но бывают, что использовать естественный язык не удается. Например, болит горло и пропал голос. Или учитель объясняет что-то новое и не хочет, чтобы ему мешали. Общение при этом все же продолжается: кто-то жестикулирует, кто-то подмигивает, а у кого-то такое выражение лица, что сразу ясно — он обижен или сердится. Значит, иногда мы можем общаться друг с другом и без языка.
(для болельщиков)
Смотрим пантомиму: девочка достает платье из шкафа, примеряет его перед зеркалом, кладет на стол, включает утюг, гладит, нечаянно прикасается к нему пальцем, бросает утюг на платье и, плача, уходит.
Ребята, что вы поняли из этой сценки?
А как вы догадались, что девочка обожгла палец, ведь она не произнесла ни слова? Оказывается, можно с помощью только мимики и жестов передать свое состояние.
5 тур.
«Пойми меня».
Носить на руках. | Держать в ежовых рукавицах. |
Держать камень за пазухой. | С открытой душой. |
Заварить кашу. | Расхлебывать кашу. |
Держать ухо востро. | Ворон считать |
Сидеть сложа руки. | Работать не покладая рук. |
6 тур.
Найдите неправильно написанные слова:
- Ручька
- Точка
- Веточька
- Путьник
- Ночной
- Конечьно
- Ммощьный
- Вечность
- Подарочный
- Поперечный
Укажите слова, в которые нужно вставить букву А.
- Завтр…к
- Тра…мвай
- Р..стение
- …втобус
- В…оенки
- С…лома
- Н…ябрь
- Т..пор
- Ур..жай
- В..сток
Подведение итогов.
Награждение команд.