воспитатель
МАОДОУ«Детский сад
комбинированного вида №35 «Соловушка»
г.Набережные Челны Республики Татарстан
Программное содержание: Уточнить представление детей о сезонных изменениях в жизни птиц, помочь вспомнить некоторые перелётных (грач, ласточка, скворец) и зимующих птиц (ворона, сорока, дятел, синица, снегирь, воробей). Показать их на картинке, рассказать, что первыми прилетают грачи. Помочь понять, запомнить и выразительно прочитать стихи о птицах. Воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них, охранять их.
Ход занятия:
(Начинается занятие с того, что в группу влетает сорока.)
Сорока: Всё я вижу, всё я знаю.
А не знаю, так узнаю,
Не узнаю – не беда;
Можно выдумать всегда,
Что творится в лесу,
На хвосте принесу.
— Где и когда поют, заливаются птицы? (В лесу весной до появления птенцов)
— Осенью затихают птичьи голоса, потому что многие пернатые, радующие нас своим пением, улетают в теплые края. Почему птицы покидают родные края?
— Зимой не будет для птиц пищи и пернатые погибнут от холода и голода.
— Но некоторые птицы совсем не улетают от нас на зиму, остаются. Как их называют, вы знаете? (Зимующие)
— Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, синицы, снегири, вороны, сороки.)
(Показ картинок с изображением птиц.)
— В холодные дни птицы ищут корм в течение всего дня. Где зимой добыть корм?
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку в её конуре:
Такой же морозище как во дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышек, галок, синиц;
Уж очень холодно в воздухе им,
Поможем ли мы беззащитным таким.
— Поможем! Их надо кормить и тогда им будет легко пережить холода.
— Что человек мастерит для птиц зимой? (кормушки)
Ребёнок:
Мы кормушки смастерим,
Мы столовую откроем.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед!
Ребёнок:
В гости в первый день недели к нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри, прилетели снегири.
Тут вороны были в среду, мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев – стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог прилетели семь сорок.
— Я теперь вам загадаю загадки про других птиц:
Черный жилет,
Красный берет,
Нос, как топор,
Хвост как упор.
(Дятел)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам прыгает,
Крохи собирает.
(Воробей)
Скачет, скачет воробей.
Кличет маленьких детей.
Киньте крошек воробью
Я всем песенку спою чик-чирик
Киньте просо и ячмень
Буду петь всем целый день.
Снегири.
Зарумянились кустарники не от утренней зори,
Это пёстрые фонсушки заставили снегири.
Чистят пёрышки пунцовые, воду пьют из родника.
Переливы бубенцовые мне слышны из далека.
Выпал снег, но эта птица снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовём красногрудым снегирём.
Серый ворон утром рано встал
Говорит он – кар-р-р, как долго я спал!
(О каждой птице дополняет воспитатель – внешний вид, повадки)
Ты с модницей этой, конечно знаком
Вертушке на месте никак не сидится,
Все хвастает синим своим сюртуком
И шапочкой синей гордится (синица).
— Весна начинается таянием снека, тёплым ярким солнышком, быстрыми, звонкими ручейками и прилётом грачей.
Ребёнок:
Идёт матушка – весна,
Отворяй нам ворота.
Первым март пришёл,
Белый снег вошёл.
А за ним и апрель,
Отворяй окна и дверь.
А уж как пришёл май,
Солнце в терем приглашай.
— Весной летят птицы из далёких стран. Летят через широкие моря, где негде отдохнуть, если устанут крылья. Летят через высокие горы, где от снежных вершин веет холодом. Летят через пустыни и степи, через лес и леки. Усталые, измученные прилетают в родные края. И птицы примутся вить гнёзда, выводить птенцов и выкармливать их насекомыми (жуками, личинками, бабочками), а людям того и надо.
Физминутка.
— Каких перелётных птиц вы знаете? (показ грача, скворца, ласточки)
— Как только в поле появляются проталины, прилетают грачи, первые посланцы весны. Расскажите, как выглядят эти птицы? Какие они? Чем питаются? Как кричат?
Ребёнок:
Самые первые прилетают грачи. Грач – большая птица. Ходит важно, тугим крылом поблёскивает, носом землю ковыряет, червяков да личинок из неё потаскивают. Люди рады грачам, улыбаются им: «Здравствуйте, – говорят они: с прибытием вас».
— Как строят грачи гнёзда?
— Грачи свои гнёзда строят из веток, ловко ломают их, ссорятся из-за них, отнимая их, друг у друга.
— Как вы думаете сильные ли грачи птицы?
— У них крепкий клюв, по этому они могут отламывать и нести в клюве большие прутья. Грачи вьют свои гнёзда на высоких деревьях.
На яблоньке домик, в домике жилец.
Вы все с ним знакомы вед это – скворец!
Увидел скворца – знай весна у крыльца!
— Дети, что вы знаете о скворце?
— Скворец – перелётная птица, прилетает ранней весной, когда на полях появляется первые проталины. Первые скворцы держатся стаями, отыскивают подходящие места для устройства гнёзд. Когда место для устройства определили, они начинают громко петь, часто подражать пению других птиц. После вылета птенцов из гнезда, скворцы собираются стаями, кочуют по полям, отыскивают корм. Они ходят большими шагами, всюду всовывают свой длинный клюв, уничтожают различных насекомых.
— Что строят люди для скворцов?
— Скворечник – маленький домик, в котором скворцы вьют своё гнездо и выводят птенцов (показ скворечника). Вслед за грачами, скворцами прилетают – ласточки. Послушайте, как об этом рассказывается в стихотворении:
Ласточка
Ласточка примчалась из-за белого моря.
Села и запела: «Как февраль, как ты март, не хмурься.
Будь хоть снег, хоть дождик – всё весною пахнет».
— Дети, вспомните, какая была погода в феврале? (метель, мороз)
— А в марте? (шёл то дождь, то снег, то солнышко, то пасмурно) Но ласточка знала, что весна не за горами и пела свои песни.
Дидактическая игра «Назови зимующих и перелётных птиц».
Ребёнок берёт иллюстрацию, называет птицу. Указывает перелётная она или зимующая.
-Почему птицы наши друзья? (Уничтожают вредных насекомых, сохраняют людям леса, сады, парки)
Анализ занятия.