Усанова Вера Константиновна Воспитатель первой категории МДОУ детский сад «Светлячок» д. Гавриловка
Цель: формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.
Задачи:
- развитие трудовых навыков;
- включение детей в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд);
- воспитание положительного отношения к труду.
Актуальность Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. К. Д. Ушинский Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2 , ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии -это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6). Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности реализовывается в самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал. (ФГОС 2.7) В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком». Подчеркивая роль воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач». Итак, что такое труд? Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
№
|
Содержание работы
|
Срок выполнения
|
Изучение специальной методической литературы:
|
1.
|
Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983.
|
В течение года
|
2.
|
Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
|
В течение года
|
3.
|
Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998
|
В течение года
|
4.
|
Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. - 96с.
|
В течение года
|
5.
|
Изучение статей в журналах: «Воспитатель в ДОУ» «Дошкольное воспитание» «Ребенок в детском саду» «Обруч»
|
В течение года
|
Практический этап
|
1.
|
Изучение методики и технологий педагогов в Интернете
|
В течение года
|
2.
|
Подбор аудио и видеозаписей, песен и мультфильмов.
|
Сентябрь- Декабрь
|
3.
|
Разработка и оформление трудового воспитания по данной тематике.
|
Сентябрь
|
4.
|
Разработка перспективного плана работы по теме«Трудовое воспитание».
|
Ноябрь
|
5.
|
Разработка конспектов занятия по трудовому воспитанию на тему «Игрушки любят чистоту».
|
Октябрь- Ноябрь
|
6.
|
Консультация для воспитателей: 1.«Трудовое воспитание ребёнка в семье»; 2.«Труд и формирование личности ребёнка».
|
Декабрь - Январь
|
7.
|
Проект на свою тему: «Труд дошкольников»
|
Сентябрь – Май
|
8.
|
Картотека трудового воспитания направленная на развитие у детей простейших трудовых навыков.
|
В течение года
|
9.
|
Папка-передвижка для родителей на тему: «Трудовое воспитание».
|
Март
|
10.
|
Дидактические игры по трудовому воспитанию.
|
Апрель
|
11.
|
Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудования для трудового воспитания).
|
Май
|
12.
|
Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию.
|
Май
|
|
Работа с родителями
|
|
1.
|
Участие родителей в изготовлении трудового и демонстрационного материала.
|
Январь
|
2.
|
Анкетирование родителей на тему: «Воспитание трудолюбия в семье».
|
Февраль
|
3.
|
Консультации для родителей: 1.«Трудовое воспитание в семье»; 2.«В семье трудовой»; 3.«Какой труд доступен детям».
|
В течение года
|
4.
|
Совместная работа с родителями и детьми на участке (озеленение территории, посадка цветов и деревьев).
|
|
|