учитель истории
МБОУ Ново-Павловская ООШ
Ростовская обл., Кашарский р-он
Цели урока:
- разъяснить учащимся сущность современного понимания социальной стратификации, показать ее влияние на поведение, образ жизни, доходы и т.д. людей.
- формировать умения анализировать представителей различных классов, составляя их социальный портрет.
- продолжить обучение работе с документами.
- работа с понятиями: страта, доход, власть, престиж, класс, образ жизни.
Структура урока:
- Повторение изученного материала.
- Социальная стратификация и ее слагаемые.
- Что такое классы.
- Что влияет на образ жизни людей.
- Итог урока. Оценки.
- Домашнее задание.
Ход урока:
1. Повторение изученного материала
Тема сегодняшнего урока: «Социальная стратификация».
Изучение этой темы поможет нам с вами лучше ориентироваться в современном обществе, понять, что же влияет на поведение людей. Мы разберем на уроке два пункта нашего плана, а последний пункт вам останется на дом для самостоятельного изучения по учебнику. Прежде чем мы перейдем к изучению нового материала, давайте вспомним:
- на какие сферы делится общество?
- что относится к социальной сфере общества?
- что такое страта? (после ответа детей вывешивается или проектируется через экран определение «Страта — социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию, престижу).
- давайте вспомним, что такое социальный статус? Какие статусы вы можете обнаружить у себя?
- что играет роль статусных символов? Например?
2. Социальная стратификация и ее слагаемые
А теперь подведем итог сказанному.
Каждый человек занимает свое определенное место в обществе. Возникает вопрос: «Может ли существовать общество абсолютно равных людей»?
По каким же критериям мы можем разделить людей в сложном обществе? Доход, власть, образование. (На доске вывешивается или проектируется через экран определения этих понятий).
- Доход – количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени.
- Образование — измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе.
- Власть — возможность навязывать волю или решение другим людям независимо от их желания.
- Престиж — уважение к занимаемому человеком социальному положению, сложившееся в общественном мнении.
Для примера давайте охарактеризуем по этим признакам: банкира, автослесаря, врача. Люди, обладающие схожими социальными признаками, объединяются в социальные общности. (На доске вывешивается или проектируется через экран схема).
Социальные общности:
социальные слои (написать определение) | страты (написать определение) | социальные группы (написать определение) | сословия классы (написать определение) |
Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Классы — любая социальная страта в современном обществе, которая отличается доходом, образованием, властью, престижем.
Разделение всего общества на страты, группы, слои, классы и называется социальной стратификацией.
Социальная стратификация – это, то же самое, что и социальное расслоение. Только термин «стратификация» мы применяем в науке, а в «расслоение» употребляется в повседневной речи и только иногда в науке. Историческими типами стратификации являются: рабство, касты, сословия и классы. Обратите внимание на рисунок в нашем учебнике, который наглядно показывает нам исторические типы стратификации.
Чтобы лучше в них разобраться, мы поработаем с документами. Нам нужно разделиться на три группы. Каждая группа получает документ, вы работаете с ним и отвечаете на предложенные вопросы, делаете краткие записи в тетрадях.
Далее идет работа в группах. Дети из разных групп поочередно делают краткий обзор документов, записи в тетрадях для всех учеников (см. приложение):
- Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.
- Каста — социальная группа (страта), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.
- Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
- Титул — установленное законом словесное обозначение служебного и сословно-родового положения его обладателей, кратко определявшее правовой статус.
- Мундир – официальная форменная одежда, соответствовавшая титулам и визуально выражавшая их.
3. Что такое классы
Основу современной стратификации составляют классы. Впервые это понятие появилось в 18 веке, оно пришло на смену феодально-сословному обществу.
В историческом понимании классы – это большие социальные группы людей, у которых есть или нет средств производства. Они занимают определенное место в системе общественного разделения труда, характеризуются специфическим способом получения дохода.
В современном понимании классы — это любая социальная страта, которая отличается доходом, образованием, властью, престижем. Еще раз посмотрим на доску, на определения. (На доске вывешивается или проецируется схема).
Классы:
Большие социальные группы людей, у которых есть или нет средств производства. Они занимают определенное место в системе общественного разделения труда, характеризуются специфическим способом получения дохода. | Любая социальная страта в современном обществе, которая отличается доходом, образованием, властью, престижем. |
Ученые не пришли к единому мнению о том, сколько классов в современном обществе. Точнее сказать, число основных классов они знают, их всего три: богатые, зажиточные и бедные. Неясно сколько слоев в каждом классе. Более подробно о классе богатых и классе бедных мы с вами поговорим на следующих уроках.
А сейчас давайте подведем итог урока.
На определенном этапе исторического развития в обществе происходит социальное расслоение. Или как мы это научно называем социальная стратификация. Каждая страта включает в себя людей, имеющих одинаковые доходы, власть, образование, престиж.
Давайте еще раз вспомним: что такое страта? Доход? Власть? Престиж?
4. Что влияет на образ жизни людей
Вопрос: «Что влияет на образ жизни людей» вы изучите самостоятельно, прочитав дополнительный текст «За полчаса до работы»?
5. Итог урока. Оценки
6. Домашнее задание
Литература:
- А.И. Кравченко учебник «Обществознание. 8-9 кл.» М, «Русское слово», 2010.
- Е.А. Певцова «Книга для учителя. Обществознание» М, «Русское слово», 2000
- Н.Р. Гусева «Многоликая Индия», М, 1980
- Л.Е. Шепелев «Титулы, мундиры, ордена» М, 1981.
{module Google_kvadrat|none}
Конспект и задания для учащихся к уроку (.doc), объемом 43 Кб