учитель начальных классов
МКОУ «Копанская основная общеобразовательная школа»
Россошанского р-на Воронежской обл.
Пояснительная записка
Игра-путешествие «Тропинками здоровья» ориентирована на реализацию спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности, на решение важных проблем по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Данное мероприятие направлено на воспитание у детей привычек, а затем и потребностей в здоровом образе жизни, помогает учителю сформировать у учащихся интерес к вопросам сохранения и укрепления здоровья, прививает навыки сохранения здоровья.
Внеклассное мероприятие разработано с учетом возрастных особенностей детей.
Данная игровая программа адресована педагогам, занимающимся внеклассной деятельностью во 2-3 классах.
Использование презентации при проведении игры способствует лучшему усвоению материала, мероприятие стало более увлекательным, улучшилась наглядность.
Цель: Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.
Привить потребность в здоровом образе жизни, уважение к физическим упражнениям и занятиям спортом.
Задачи:
- Углубить знания учащихся о важных органах чувств- носе и ушах, убедить в необходимости беречь их;
- Способствовать формированию ответственного отношения к зрению, познакомить с гигиеной глаз;
- Помочь преодолеть тягу к вредным привычкам;
- Воспитывать интерес к физическим упражнениям, зарядке, показать их значение для здоровья человека;
- Прививать привычку соблюдать правила личной гигиены;
Форма мероприятия: заочное путешествие с элементами игры.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
Дети будут иметь представление:
- о здоровом образе жизни
- о профилактике здоровья
- о человеческом организме
- об инфекционных заболеваниях
Дети будут знать:
- режим дня школьника
- предметы для личной гигиены
- для чего нужна зарядка
- как следить за своим здоровьем
- правила ухода за глазами, ушами, носом
- меры предосторожности при различных опасностях
Универсальные учебные действия
Дети будут уметь:
- соблюдать режим дня
- соблюдать чистоту и порядок
- пользоваться предметами личной гигиены
- делать зарядку
- ухаживать за ушами, глазами, носом
Личностные результаты
- воспитание привычки соблюдать элементарные правила личной гигиены, режима дня школьника ;
- потребность в активном образе жизни;
- воспитание чувства ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.
Ход занятия
Вступительная беседа
Ребята, дедушка-лесник приглашает нас в гости. (Слайд 1)
Ребята, давайте с вами закроем глаза и представим, что мы оказались в лесу.
Друг за другом мы встаем,
В гости к леснику пойдем.
По полянке мы идем,
По лесочку мы идем.
(Слайд 2)
Похоже, мы заблудились. Как же нам выбраться из леса? Смотрите, над нами белка прыгает с ветки на ветку. (Слайд 3). Давайте спросим у неё дорогу, скажем хором:
— Белка, Белка, расскажи,
Белка, Белка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
— Очень просто, — отвечает Белка. — Прыгайте с этой ёлки вот на ту, с той — на кривую берёзку. С кривой берёзки виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну что же вы? Прыгайте!
— Спасибо, Белка! — Только мы не умеем по деревьям прыгать.
— А давайте я вас научу очень хорошо прыгать.
Беседа с детьми о пользе зарядки
Для этого нужно заниматься спортом, делать зарядку, играть в весёлые подвижные игры.
Чтоб здоровым, сильным быть
Со спортом вы должны дружить.
Мы сегодня рано встали
И зарядку делать стали.
Руки вверх, руки вниз,
Влево — вправо повернись.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.
А теперь прямо встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз — и постоять.
А что такое зарядка? Заря́дка — комплекс физических упражнений, выполняемых, как правило, утром, с целью разминки мышц и суставов. Зарядка является обязательной процедурой в армии и спортивных лагерях. В комплекс обычно входят упражнения для мышц шеи, спины, живота, ног и рук. Типичные упражнения: потягивания, наклоны, приседания, отжимания.
{module Яндекс}
— А кто из вас делает зарядку? Всегда ли вам хочется ее делать? Как вы считаете, нужно ли зарядку делать каждый день или можно делать ее от случая к случаю.
Оказывается, делать ежедневно утреннюю зарядку необходимо каждому человеку, не смотря на возраст или физическое развитие. Детям утреннюю зарядку нужно начинать делать с самого рождения, ведь зарядка улучшает работу сердца и легких, развивает костно-мышечную ткань, укрепляет общее здоровье организма. А если вы приучите себя делать зарядку каждое утро, то она научит вас еще и дисциплине, выработает волю.
Выполнение утренней зарядки лучше всего проводить при открытых форточках, под бодрящую музыку. А летом лучше проводить занятия на свежем воздухе.
Упражнения, включаемые, в утреннюю зарядку могут быть разными, но главное, чтобы они развивали весь организм и выполнялись в определенной последовательности. — А сейчас я научу вас, какие упражнения нужно делать утром, и так, повторяйте за мной!
Оздоровительная минутка.
Первое упражнение – поднимание рук вверх или в стороны. Это упражнение помогает выпрямить позвоночник, улучшить кровообращение в мышцах плечевого пояса и рук.
Второе упражнение – приседания. Это упражнение для укрепления мышц ног, увеличения подвижности суставов ног и улучшения кровообращения.
Третье упражнение – различные наклоны вперед назад, вверх вниз. Это упражнение укрепляет мышцы туловища, спины и живота, увеличивает подвижность и эластичность позвоночника, улучшает деятельность органов брюшной полости.
Четвертое упражнение – отжимание: мальчики от пола, а девочки от стола или скамейки. Это упражнение развивает мышцы рук и плечевого пояса.
Пятое упражнение – наклоны в стороны. Это упражнение усиливает боковые мышцы туловища и повышает тонус брюшной полости.
Шестое упражнение – маховые движения ногами и руками. Это упражнение увеличивает подвижности суставов рук и ног.
Седьмое упражнение – прыжки и бег (можно на месте). Это упражнение усиливает обмен веществ в организме, повышает деятельность органов дыхания и кровообращения.
Восьмое упражнение – последнее, медленные шаги на месте и взмахи руками вверх и вниз. Это упражнение для успокоения дыхания.
Делать её нужно КАЖДЫЙ день по 10-15 минут. Она даёт заряд бодрости на весь день. Если же её делать ЧЕРЕЗ день, то организм утрачивает свою силу и быстро устаёт. Делайте каждое утро зарядку и будете ощущать силу и мощь всего организма!! ! Спасибо, Белочка. Мы пойдём дальше.
Скачет Заяц. (Слайд 4) Давайте и ему спели свою песенку:
— Зайка, Зайка, расскажи,
Зайка, Зайка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
— В сторожку? — переспросил Заяц. — Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом — заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой. Так? Обскочите этот запах справа или слева. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так и услышите запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка-лесник самовар ставит.
— Спасибо, Зайка, — говорят ребята. — Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя.
— А я вас научу беречь нос и соблюдать правила ухода за ним и тогда он будет таким чутким как у меня.
Как вы думаете, для чего нужен нос? (чтобы дышать) Скажите мне, что мы вдыхаем? (воздух) Мы вдыхаем хороший воздух, в котором много кислорода. А выдыхаем плохой, в котором много углекислого газа. Вы очутились на лесной полянке. Как вы думаете, чем пахнет воздух в лесу? (елкой, сосной, грибами, ягодами, травами.) А какой здесь воздух чистый! Давайте, мы потренируем наши носики, наши легкие, чтобы мы были сильными и не болели. Возьмите каждый красивую веточку с листочками.
Оздоровительная минутка
1. Вдох носом – длинный выдох на листок;
2. Вдох носом – выдох резкий;
3. Вдох носом – выдох с поддуванием;
А вы знаете, что нос у животных более чувствительный, чем у людей? Они могут почуять даже самый легкий запах. Это им помогает находить еду, спасаться от врагов. У людей тоже есть замечательный помощник — это нос. Он у человека один. Этот помощник очень важный. Он помогает почувствовать, как пахнут цветочки, узнать, что мама готовит на кухне. Нос помогает нам дышать. Зимой он согревает воздух, а летом, как пылесос, не пускает внутрь пылинки. За носом нужно ухаживать. У каждого в кармане должен быть носовой платок. Носик любит чистоту, свежий воздух, поэтому нужно чаще гулять. Очень опасно и вредно для носика когда дети делают глупости: засовывают в нос посторонние предметы.
— Есть запахи которые нам нравятся, а есть которые не нравятся. Назовите мне запахи которые вам нравятся (называем). А теперь те, которые не нравятся (называем, в том числе – дым). Да, ребята, дым особенно вреден для здоровья, поэтому нужно избегать помещений, где курят и ,конечно, никогда не курить самим. Опасен и дым от пожара. Люди, которые не успели выбраться из горящего помещения, могут задохнуться от его едкого запаха. Ребята, дыхание имеет важное значение и если воздух не поступает, это опасно не только для наших лёгких, но и для головного мозга. Человек не может жить без воздуха, а чтобы он попадал в организм, природа придумала для нас дыхательную систему, где нос играет главную роль. Попадая в нос, воздух проходит через два коридора – это ноздри, стенки их покрыты волосками. Вы можете спросить, зачем они в носу. Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт — носовые ходы. Лабиринт играет важную роль для того, чтобы воздух, проходя по носовым ходам, согревался и попадал в наши лёгкие уже тёплым. Стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью – слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в наш организм. Когда слизи с налипшими в ней микробами становится слишком много, мы чихаем, и нос очищается.
Ребята, а что нужно делать, когда мы чихаем?
(ответы детей: прикрывать нос платочком)
Без платочка микробы разлетаются на большое расстояние и заражают здоровых людей. А вот что произойдет, если мы будем прикрываться носовым платком. Все микробы остались на платке и никому не угрожают. Платок является предметом личной гигиены и вот поэтому так важно всегда иметь носовой платок. Важным гигиеническим правилом является ежедневное очищение и мытье носа во время утреннего умывания. Я думаю, что из нашей беседы вы узнали очень много интересного. Но хочу задать вам последний вопрос. А какие правила безопасности вы знаете про нос?
(ответы детей: нельзя ковырять в носу пальцем и тем более острым предметом, нельзя засовывать в нос посторонние предметы, нельзя пользоваться чужим носовым платком).(Слайд 5)
А сейчас, без промедленья, мы разучим упражненья.
Их, друзья не забывайте, и почаще повторяйте!
Оздоровительная минутка
- Поглаживание от крыльев носа к переносице и обратно — 5 раз;
- Вдох одной ноздрей – выдох другой – 5 раз;
- Вдох и выдох одной ноздрей (вторая закрыта) — 3-5 раз;
- Вдох, на выдохе «мычание», рот закрыт. Пальцами постучать по крыльям носа. Сделать это, закрывая то одну, то другую ноздрю.
Теперь я уверена, что ваши носики будут в порядке и вы будете расти крепкими и здоровыми. Нос не должен быть простужен
Нос здоровый всем нам нужен,
чтобы сон, когда придет
Тихо спать, закрывши рот.
Еще можно пожелать:
Пальцем в нос не залезать,
День на солнце не сидеть –
Носик может обгореть!
А зимой в большой мороз
Не высовывать свой нос!
Спасибо, зайка. Теперь мы будем беречь свой нос.
Пойдём дальше.
— Смотрите, ползёт Улитка. (Слайд 6)
— Эй, Улитка, расскажи,
Эй, Улитка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
— Рассказывать до-о-олго, — вздохнула Улитка. — Лу-у-учше я вас туда провожу-у-у. Ползите за мной.
— Спасибо, Улитка! Но ты такая маленькая. И мы боимся потерять тебя в траве.
— А хотите, я расскажу, как сделать так, чтобы ваши глазки были зоркими и тогда вы меня никогда не потеряете.
— Глаз – орган зрения. Мы видим глазами наш удивительный мир, который пронизан светом ласкового солнца. Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Наши глаза помогают нам познавать окружающий мир, учиться, выполнять различную работу. Человеку с плохим зрением труднее будет учиться, работать.
Сама природа заботливо оберегает глаз. Потечет со лба пот – его остановит густая изгородь бровей. Ветер понесет в лицо пыль – ее задержит плотный частокол ресниц. Если пылинка залетит в глаз, ее тотчас слизнет непрерывно мигающее веко. Ну, если уж природа заботится о нас, то мы и сами должны заботиться о своем здоровье.
– Мы должны выяснить, почему портится зрение. Как вы думаете? (ответы детей.)
Причины ухудшения зрения
1. Работа при плохом освещении.
2. Чтение при малом расстоянии от глаз до книги.
3. Чтение лежа.
4. Длительный просмотр телепередач.
Игра «Вредно или полезно» (Слайд 7)
Мы выяснили причины, узнали от чего портится зрение. А теперь узнаем, как же заботиться о сохранении нашего зрения. (Слайд 8)
1. Место, где вы занимаетесь, должно быть хорошо освещено. Лампа должна стоять слева.
2. Расстояние от книги, тетради до глаз должно быть 30–35 см (у взрослого это равно длине руки от локтя до кончиков пальцев).
3. Нельзя читать лежа или на ходу, попадете всегда в беду.
4. Телевизор:
1) Смотреть не более 2–3 передач в неделю (по 1–1,5 ч) (не считая коротких мультиков).
2) Располагаться от телевизора не ближе 2–3 м, не дальше 6–8 м.
3) Место для сидения должно быть удобным.
4) Изображение на экране должно быть четким.
Глазам нужен отдых.. Каждый знает: чтобы хорошо работать, нужно время от времени отдыхать. И на практической части нашего занятия мы сегодня узнаем, как же можно дать отдохнуть глазам. Для этого существует специальная гимнастика для глаз, которую разработали ученые-врачи.
Оздоровительная минутка
1 упражнение (сидя) крепко зажмурить глаза на 3–5 с. Затем открыть на такое же время (6–8 р.).
2 упражнение (стоя). Посмотреть вверх, на нос; вниз, на нос (6–8 р).
3 упражнение: а) указательный палец на расстоянии 25–30 см.
б) смотреть на конец пальца 3–5 с.
в) прикрыть левой рукой левый глаз на 3–5 с.
г) убрать ладонь, смотреть на конец пальца 3–5 с. (потом правой рукой.)
4. Самое простое упражнение. Быстро поморгать 20–30 с. Затем закрыть глаза и посидеть минутку, откинувшись на спинку стула.
Спасибо,улитка. Мы будем заботиться о своих глазах. Смотрите, летит Пчёлка. (Слайд 9)Давайте у неё спросим
— Пчёлка, Пчёлка, расскажи,
Пчёлка, Пчёлка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
— Ж-ж-ж, — говорит пчела. — Покажжжу… Смотрите, куда я и мои подруги летят .Слушайте наше жужжание и идите следом.
Органы слуха есть у всех животных. Они помогают животным охотиться, спастись от врагов, найти друг друга. У кого из животных слух «самый-самый» — трудно сказать. Но известно, что лучше слышат звери, у которых большие уши. Слух — большая ценность для человека.
Ухо состоит как бы из трех частей. Ушная раковина вместе с наружным слуховым аппаратом образует наружное ухо. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой. За ней, в глубине черепа, расположено среднее ухо. Когда ушная раковина улавливает какой-то звук и по наружному слуховому проходу передает его в ухо, барабанная перепонка под действием этого звука начинает вибрировать и передает его дальше во внутреннее ухо. Внутреннее ухо — сложное устройство. Через него звук передается мозгу. Там превращается в слова.
От среднего уха проходит тонкий канал в носоглотку. Он называется евстахиевой трубой по имени итальянского ученого Бартоломео Евстахиа, который открыл этот канал. Через евстахиеву трубу полость среднего уха соединяется с наружным воздухом. При сильном насморке, ангине инфекция проникает по евстахиевой трубе из носоглотки в среднее ухо. Воспаление нужно лечить. Самые чувствительные уши у летучей мыши. Если человеческое ухо может воспринимать колебания в пределах от 16 до 2(0 тыс. колебаний в секунду, то у летучих мышей — около 1 млн. в секунду, но оказывается, уши — не только орган слуха. На ушной раковине находится много точек, которые невидимыми ниточками связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок и др.). Поэтому хорошо делать самомассаж ушных раковин.
Оздоровительная минутка.
«Самомассаж ушей» — учитель показывает, а все дети растирают уши.
Чтобы сберечь органы слуха, необходимо: (Слайд 10)
- Защищать уши от сильного шума.
- Защищать уши от ветра.
- Не ковырять в ушах.
- Не сморкаться сильно.
- Не допускать попадания воды в уши.
- Если уши заболели, обратиться к врачу.
- Правильно чистить уши: намыленным пальцем.
- Мыть уши каждый день.
- Каждое утро разминать ушную раковину.
Пчёлка улетела. Пойдём туда, куда летели пчёлы. Вот и сторожка. Нас встречает дедушка-лесник.(Слайд 11) Он очень рад встрече и предлагает поиграть в игру «Это я, это я, это все мои друзья». (Слайды 12-23)
Литература
1. Берестов В.Д. «Как найти дорожку». М. : «Детская литература». 2001 г.
2. Ефимова Ю.В.Основы здоровья: Планы – конспекты уроков.2 класс. –Харьков: Ранок, 2009.
3. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра: Учебное издание [Текст] / Г.К.Зайцев. — Санкт-Петербург. Издательство «Акцидент», 1994. — 33 с.
4. Зайцев Г.К. Уроки Айболита: Учебное издание [Текст] / Г.К.Зайцев. — Санкт Петербург. Издательство «Акцидент», 1997. — 40 с.
5. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. «Школа докторов Природы».– М.:ВАКО, 2007.
6. Сметанкин А.П. «Открытый урок здоровья», СПб. «Питер», 2005г.
Скачать конспект внеклассного мероприятия и презентацию к нему в архиве .zip, объемом 382 Кб