учитель начальных классов
МОУ СОШ №4
РТ, г.Агрыз
Количество дорожно-транспортных происшествий и число пострадавших не уменьшается. В наше время каждый час на дорогах погибает очень много ребят. Травматизм на дорогах – основная причина гибели людей во всем мире. Привитие с детства этики поведения на дорогах спасет громадное количество жизней в будущем!
Цели урока:
- закрепление знаний и упражнений в распознавании дорожных знаков; Отработка умений разрешать проблемные ситуации;
- воспитание взаимопомощи учащихся в коллективе.
Тип урока: урок-путешествие, урок-закрепление.
Оборудование: карта странствия, кроссворд, силуэты машин, светофор, телевизор, магнитофон, набор дорожных знаков, сказочный герой, компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается – урок.
А урок расскажет всем
Как без бед и без проблем,
Рано утром не спеша
Придти в школу малышам.
– Сегодня на уроке мы с вами поговорим о правилах дорожного движения, о дорожных знаках.
– Ваша школа, дома, магазины находятся рядом с большой дорогой. Чтобы спокойно ориентироваться и переходить улицу, обязательно надо знать «Правила Дорожного Движения»
– Чтобы не волновались каждый день родители, чтобы спокойны были за рулём водители.
– Не один раз мы с вами проводим беседы на эту тему, у нас были экскурсии. Но сегодня мы проводим необычный урок. Это урок-путешествие, где нас ждут различные испытания. И раз это путешествие – значит должна быть карта нашего маршрута. И эта карта на доске:
– А на чём мы будем совершать наше путешествие? Ответить на этот вопрос мы сможем, отгадав загадку.
Чтобы я тебя повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином
На копытца дай резину.
И тогда поднявши пыль, побежит
………………….
– Правильно «Автомобиль»
1. Итак, наше путешествие начинается,
И в путь скоростной мы сейчас отправляемся,
По главной дороге навстречу мечте.
И первое испытание
На перекрёстке «Дорожные Знаки».
Ученик:
Знаки важные дорожные –
Компас взрослых и ребят.
Дети! Будьте осторожны!
Знайте, что нельзя, что можно!
Выполняйте непременно всё,
Что знаки говорят!
1. Я хочу спросить про знак,
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бежать куда-то
Мой приятель говорит;
Детям путь сюда закрыт. (Дети)
2. Машина мчит во весь опор.
И вдруг навстречу знак;
Изображён на нём забор.
Я тру глаза, гляжу в упор;
Шоссе закрыто на забор.
А что этот за знак? (Железнодорожный переезд со шлагбаумом.)
3. Землю роет человек.
Почему проезда нет? (Дорожные работы)
– К какой группе относятся все эти знаки? (Предупреждающие)
4. Здесь заправится машина,
Выпьет три ведра бензина.
Поможет знак машине каждой,
Если та страдает жаждой. (Автозаправочная станция)
5. Наташа с куклою в тревоге;
Нужен им доктор им в дороге.
Не смотрите, грустным взглядом,
Помощь близко! Доктор рядом! (Пункт первой помощи)
– К какой группе относятся эти знаки? (Знаки сервиса)
6. И зайчишку и Маришку
И соседнего мальчишку
Чётко знак оповещает;
Въезд машинам запрещает. (Въезд запрещён)
7. Ездят здесь одни машины,
Грозно их мелькают шины.
У тебя велосипед?
Значит – СТОП!!! Дороги – НЕТ! (Движение на велосипедах запрещено)
– Во сколько лет можно выезжать на велосипеде на проезжую часть?
– К какой группе относятся эти знаки? (Запрещающие)
8. У посадочных площадок
Пассажиры транспорт ждут
Установленный порядок
Нарушать нельзя тут. (Место остановки автобуса или троллейбуса)
9. Это знак такого рода
Он на страже пешехода
Переходим дружно вместе,
Мы дорогу в этом месте. (Пешеходный переход)
{module Яндекс }
– К какой группе относятся эти знаки? (Информационно-указательные)
– Молодцы.
– Знакомство с дорожными знаками мы продолжим в третьем классе.
II.
Мы путь продолжаем,
А что впереди?
Встреча с героями чудной страны,
Где есть колдуны и прекрасные феи,
Где есть чародеи и бармалей.
Где каждый листочек хранит свою ласку
На перекрёстке «Волшебная сказка».
На мете появляется Баба-Яга. (Роль выполняют родители)
1. Как-то раз на остановке,
Спор зашёл у двух друзей,
Кто из них двоих храбрей.
Петя прыгнул на подножку
И, проехавшись немножко,
Лихо спрыгнул на ходу,
– «Это что!», – Сергей заметил –
«Тоже мне герой!»
И, кивнув небрежно Пете,
Мяч погнал по мостовой.
Как вы думаете, чем закончился этот спор? Почему?
2. Летела я однажды на метле к своей младшей сестре в больницу, она у меня ногу сломала. Лечу-лечу, вижу знак (Пункт медицинской помощи). Я и повернула. До сих про не могу догадаться, почему не нашла дорогу?!
– Мы Баба-Яга все твои задачки решили. А ребята приготовили поучительную сценку о храбром Зайке-Зазнайке.
1-й ведущий:
Город, в котором мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём,
Вот она Азбука, над мостовой,
Знаки развешаны над головой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтобы с тобой не случилась беда.
2-й ведущий:
Жил в нашем городе маленький зайка,
Был очень глупенький Зайка-Зазнайка:
Нужно пройти по проспекту немножко –
Здесь пролегла в белых шапках дорожка,
Зелёная стрелка горит – пешеход,
Дружно идёт по дорожке народ.
Что в это время делает зайка?
Зайка-Зазнайка:
Мне правил знать совсем не надо,
Я заяц с головой,
Скачу я по проспекту,
Скачу по мостовой,
Скажу вам по секрету:
Цепляться за трамвай,
Перебегать дорогу,
Когда машины едут,
Я страсть люблю, ай, ай!
1-й ведущий.
И бегал зайчишка в любую погоду,
Там где на улице нет перехода,
Прыгал у самого носа машин,
Возле сердито надувшихся шин.
Слушаться старших он не хотел,
И… на него грузовик налетел!
Ведущий звонит в «Скорую Помощь». Приезжает «Скорая помощь, выходит Айболит с аптечкой. Вбегает папа зайчика.
– Ай-ай! Мой зайчик, мой мальчик, попал в беду, и теперь он больной и хромой, маленький заинька мой!
Айболит: Осмотрю тебя. Где болит?
Зайка-Зазнайка: Болит нога-ааааа-а!
Айболит:
Ножку Зайчонку я гипс наложу,
Надолго в больницу его положу,
Чтобы поправился Заинька твой,
И поскорее вернулся домой.
– А вы ребята, никогда не будете такими зайками Зазнайками, чтобы не попасть в беду.
– Баба-Яга, ребята, приготовила ещё одно задание – кроссворд, отгадав который вы узнаете название транспорта.
– Мы следуем дальше, дорога трудна.
Без отдыха нам невозможна она.
Физминутка: песня
Знаки дорожные
Знаки разные учить
И воспитанными быть,
Это главная задача пешеходов.
Чтобы жизнь вам сохранить,
Надо правила учить,
Ну а мы всегда советом вам поможем.
– А мы продолжаем путешествие и подъезжаем к «Проспекту Вопросов»
1. Проезжая часть дороги с твёрдым покрытием? (Шоссе)
2. Человек, выполняющий движение средствами транспорта. (Пассажир)
3. Очень Важен и не прост
Для движения этот пост
Он следит, чтоб всё в пути
Знали как себя вести. (Регулировщик)
4. Человек, совершающий пешком движение по улице? (Пешеход)
5. Место, где временно останавливается транспорт? (Остановка)
6. Вид электротранспорта для пассажиров? (Троллейбус, трамвай)
7. Какие Машины могут ехать, не обращая внимания на светофор? (01, 03)
8. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров? (Автобус)
9. Какие правила должен соблюдать пассажир поезда?
10. Ребус: По 100вой = Постовой.
11. АКТИС=ТАКСИ
12. Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе хочу помочь. (Светофор)
– Какие светофоры вы знаете? (Односекционные, которые подают только один сигнал – красный или жёлтый, и двухсекционный пешеходный.)
– На этой станции мы узнаем, когда появился первый и первый дорожный знак. (Просмотр видеосюжета «История транспорта и дорожных знаков».)
– Сегодня ребята к нам на урок пришла инспектор ГИБДД. Сейчас она с вами проведёт конкурс загадок, потому что мы подъехали к станции «Загадочная площадь».
– Итак, наше путешествие подходит к концу. Сегодня на уроке мы много говорили с вами о дорожных знаках, о правилах Дорожного движения.
Ученик:
В наше время не возможно
Жить без азбуки дорожной
Чтоб дорогу перейти
Ты внимательно гляди.
Ученик:
Пусть всегда сияет солнце
Пусть всегда мы слышим смех
В нашем городе дороги
Станут Безопасней всех!
Песня «Светофор».
Домашнее задание: Приготовить макет улицы.