Блог Летний лагерь

Программа лагеря дневного пребывания «Олимпийские надежды»

Please log in or register сделать это.
Щербакова Елена Яковлевна
старшая вожатая
МКОУ «Большереченская СОШ №2»
Омская область

Программа — комплексная, т.е. включают в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях лагеря дневного пребывания

Пояснительная записка

Летняя большая перемена  дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года.
Но это также время  действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира.
Отдых означает переключение активности. Во время каникул можно  зарядить ребенка энергией на новый учебный год. Но только в том случае, если он проводит это время деятельно, напрягая тело и разум, развиваясь в игре, физических и психологических упражнениях. Как правило, активный отдых детей проходит в спортивно-оздоровительных лагерях, в санаториях, в лагерях с дневным пребыванием детей при ОУ.
С целью организации летнего отдыха детей на базе МКОУ «Большереченская СОШ №2» лагерь с дневным пребыванием «СТАРТ» работает уже более десяти лет.
В этом году  за одну смену пройдут оздоровление  150 обучающихся. Возраст детей от 7 до 12 лет. Планируется, что летний лагерь будут посещать дети «особой заботы», ребята, которые по возрасту выбыли из детского сада  — будущие первоклассники.
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: » Забота о здоровье ребенка — это важнейший труд воспитателя». Поэтому коллектив педагогов  нашего лагеря рассматривает здоровье детей  в разных аспектах:
Социальный аспект здоровья – способность ребенка оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремление постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности, обретение чувства принадлежности ко всему человечеству.
Творческий аспект здоровья – способность ребенка к созидающей активности, стремление творчески выражать себя в жизнедеятельности.
Эмоциональный аспект здоровья – способность ребенка адекватно выражать свои чувства, понимать и принимать чувства других.
Физический аспект здоровья – способность развивать физическую составляющую здоровья.
Интеллектуальный аспект здоровья – способность ребенка развивать интеллект и уметь им пользоваться (ум – это инструмент, которым надо уметь пользоваться «с умом»).
Личностный аспект здоровья – способность ребенка к самореализации, умение ставить цели и достигать их, выбирая приемлемые средства.
Духовный аспект здоровья – способность развивать духовную природу, выражать высшие ценности в жизни.
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей и подростков мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.
Ребят ждут соревнования, конкурсы, игры, увлекательные рассказы о видах  спорта, об истории Олимпийских игр, о самых разнообразных спортивных играх нашего времени.
Все  мероприятия лагеря дневного пребывания «СТАРТ»  приурочены к Году здоровья детей в Омской области и областному спортивному празднику «Королева спорта «Большеречье-2012»».

Цели и задачи программы

Цель программы – укрепление здоровья детей  средствами физической культуры и спорта, пропаганда здорового образа жизни.

Задачи программы:

  1. Организовать интересный, полноценный отдых ребёнка.
  2. Создать  условия для раскрытия и развития творческого потенциала каждого.
  3. Организовать  совместную деятельность  ЛДП «СТАРТ»  и социума.
  4. Оказать  методическую и практическую помощь в организации и проведении мероприятий.

Содержание и формы реализации
программы

Реализация целей и задач смены осуществляется по программе «Олимпийские надежды».
Участники программы: ребята (7-12лет) лагеря дневного пребывания «СТАРТ» МКОУ «Большереченская средняя общеобразовательная школа №2».
Девиз: «Путь к медалям олимпийским начинается с зарядки».
Лагерная смена рассчитана на 18 дней. Все отдыхающие делятся на   разновозрастные отряды. Это шесть  отрядов.Каждый отряд планирует свою работу с учётом общелагерного плана.
Режим дня соответствует обычному распорядку летних оздоровительных лагерей.
Каждый день – тематический. Тематический день включает программу содержательной деятельности детей и взрослых вокруг определённой  темы. Тематические дни имеют название, точно указывая содержание дня: День профессий, День игры, День донора, День России, Всемирный день друзей, Всероссийский Олимпийский день и др. Программа дня включает различные направления деятельности:
интеллектуальное (викторины, конкурсные программы)
трудовое (трудовой десант, работа  по благоустройству лагеря, акции чистоты.)
творческое (конкурсы, концерты, час творчества по теме дня)
спортивное (соревнования, праздники)
Содержание дня разрабатывается в зависимости от условий:
одновозрастной отряд;
разновозрастной  отряд;
общелагерная программа (лагерь дневного пребывания).
И  предусматривает  дела для ребят разных возрастов, а также программы для всех.
Все мероприятия соответствуют возрасту, полу, потребности, модности ребят.
ЛДП «СТАРТ» на 18 дней превращается в Центр подготовки чемпионов. Руководство осуществляет  Олимпийский Комитет. В него входят по 3  представителя  от каждого отряда. Возглавляет Олимпийский Комитет  — учитель физической культуры и спорта.  Главная задача Комитета – развитие спорта в своих отрядах: внутренние состязания, подготовка команд на межлагерные соревнования, проведение  общелагерных мероприятий.  Ежедневно Олимпийский Комитет выявляет чемпиона дня по итогам игр. Награждение происходит на общелагерной линейке.
В течение смены работает «Город мастеров» (кружки и студии МКОУ ДОД «Центр детского творчества Большереченского района).
Понедельник, пятница – дни посещений комнаты психологической разгрузки и тренажерного зала в Центре социальной помощи семье и детям.
Вторник, четверг – спортивные секции в лагере дневного пребывания «СТАРТ» (теннис, футбол, баскетбол).
Среда – общепоселковые мероприятия для лагерей посёлка.
Ежедневно —  общелагерная  линейка-построение со сдачей рапорта начальнику лагеря,  подведение итогов за прошедший день, награждение «Чемпиона дня»,   ознакомление с планом работы на день.
В конце каждого дня заполняется  экран настроения,  и радуга отношения к делу.      Данные  являются одним из показателей успешности (или наоборот) работы отряда и лагеря в целом.

Участие и успех отрядов в общелагерных делах отмечается символами на экране «Радуга отношения к делу». Имеет свою расшифровку:

Символ синего цвета: Молодцы! Всё было здорово! Так держать!

Символ зелёного цвета: Хорошо, но можно лучше!

Символ желтого цвета: У тебя есть ещё шанс.

Символ красного цвета: Так себе, маловато старания и творчества.

Название дня смены

КТД

Отношение к делу

В 1 столбце название   дней смены (с 1 – 18). В 3 -м — ребята в конце каждого дня  должны приклеить цветной  квадрат, согласно расшифровки (красный, синий, желтый, зелёный).
Мишень настроения
(Определение эмоциональной оценки прожитого дня, прошедшей смены).
Для среднего и старшего возраста:

Заранее готовится мишень, состоящая из 4 цветов:
красный- восторженное;
желтый — радостное;
зелёный — спокойное;
синий — грустное, печальное.
И кружки с цифрами 1-18, т.е. по числу дней смены.

Для ребят младшего возраста МИШЕНЬ НАСТРОЕНИЯ делаем в виде цветов (красный цветок, синий, зелёный и желтый), а каждому ребёнку из отряда раздаётся бабочка или пчелка. Утром, ребята сажают своего насекомого на тот цветок, какое у ребёнка настроение. Уходя домой, насекомых убирают в домик. И так каждый день.
Букет настроения. Для этого готовим изображение вазы и стикеры-цветочки   той же цветовой гаммы, что и мишень. В центр стикера-цветка вклеиваем номер дня.
В виде такой игры, определяется эмоциональная оценка прожитого дня.
Основные направления деятельности по реализации программы:
-спортивно-оздоровительное;
-творческо-познавательное;
-нравственно-этическое;
-художественно-эстетическое;
-эколого-краеведческое;
-гражданско-патриотическое и правовое.
Важнейшим направлением в работе лагеря в эту смену должно стать активное приобщение детей к физкультуре, спорту, олимпийским традициям и здоровому образу жизни.

Формы проведения:
час знакомств «Расскажи мне о себе», акции, экскурсии (музей спортивной школы, пожарная часть-59, предприятия посёлка, в парк, лес, на реку  и др) , спортивные состязания, викторины, игры по станциям, выставки творческих работ, флешмоб, праздники, конкурсные программы, беседы о ЗОЖ, встречи с интересными и знаменитыми людьми, конкурс рисунков на асфальте,  профилактические беседы (противопожарная безопасность, предупреждение ДДТТ, правила  поведения на воде, дороге, в лесу, при террористических актах),
музыкальный, спортивный час, час творчества,
тематические линейки,
тематические дни:
День спорта и здоровья,
День Олимпиады-80,
День России,
День закона и права,
Международный день друзей,
День памяти  и др.
Ежедневная утренняя зарядка, хождение босиком по траве, полоскание горла и обливание ног способствуют  развитию двигательных качеств, закаливанию и укреплению молодого организма.
Игры на свежем воздухе, соревнования, физические упражнения, полноценное питание, часы здоровья помогут  ребятам окрепнуть, восстановить силы к новому учебному году.
Лагерь дневного пребывания — территория активной жизни ребят. Каждый день, каждый час жизни в лагере удивителен и неповторим. Каждый день пребывания ребенка в лагере насыщен самыми разными мероприятиями, интересными развлекательными программами, конкурсами, играми и спортивными занятиями на свежем воздухе.
Для подготовки и проведения мероприятий привлекаются специалисты других ведомств и организаций, т.е. используется весь ресурс посёлка.

Механизм реализации программы

Программа реализуется в условиях лагеря дневного пребывания «СТАРТ» МКОУ «Большереченская СОШ №2».
1этап.
Подготовительный.
1.Разработка программы. Обсуждение на педсовете, родительском собрании.
2. Согласование, утверждение программы.
3. Рекламно- агитационная работа.
4.Ознакомление педагогического коллектива с нормативно-правовыми документами и   должностными обязанностями.
5.Проведение семинара-учебы по вопросам организации и проведения лагеря дневного   пребывания при школе.
6. Прием заявлений от родителей .
7. Комплектование отрядов с учетом возраста .
8.Составление графика и  плана кружков, экскурсий и мероприятий дополнительного образования.
9. Изготовление наглядной агитации, реквизита и сувениров для проведения  мероприятий и награждения  участников .
10. Укрепление материально-технической базы.

2 этап.
Основной.
Этот период активного включения всех факторов, способствующих реализации программы.
В установленном порядке осуществляются  медицинское  обследование, оздоровительные мероприятия и закаливание.
В соответствии с программой проводятся экскурсии, беседы, массовые праздники.

3 этап.
Заключительный.
Проводится работа по подведению итогов летнего отдыха детей в лагере дневного пребывания при школе.

  • Анализ работы.
  • Проведение анкетирования, диагностики.
  • На основе анализа, пожелания детей, предложений родителей, а также имеющихся возможностей осуществляется прогнозирование развития  летнего отдыха на следующий год.

Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  • Чёткое представление целей и постановка задач.
  • Конкретное планирование деятельности.
  • Кадровое обеспечение программы.
  • Методическое обеспечение программы.
  • Педагогические условия.
  • Материально-техническое обеспечение.

Реализация программы возможна с помощью обеспечения:

  • Педагогическими кадрами:

воспитатели  и вожатые, педагог-психолог, педагог-организатор, педагоги физической культуры, музыкальный руководитель.

  • Медицинским персоналом.
  • Квалифицированными педагогами дополнительного образования.

4. Организацией качественного питания и медицинской помощи (зарядка,   оздоровительные   и     закаливающие процедуры, купание проводятся только с разрешения и под наблюдением  фельдшера).
5. Специалистами социума.
Подбор и расстановка кадров осуществляется  администрацией школы. Перед началом работы лагерной смены проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). На каждом отряде работает один педагог  и два вожатых (учащиеся 9-10 кл).
Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану.
Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных и общелагерных дел. Вожатые занимаются организацией отрядной жизни и оказывают помощь старшей вожатой в организации и проведении общелагерных мероприятий.

Методическое обеспечение.

  • Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
  • Должностные инструкции всех участников процесса.
  • Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
  • Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
  • Проведение ежедневных планёрок и линеек.
  • Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Педагогические условия.

  • Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
  • Организация различных видов деятельности.
  • Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
  • Создание ситуации успеха.
  • Систематическое информирование о результатах прожитого дня (школьный сайт, «Большеречье. РУ»,  «Омская губерния» и др).
  • Организация различных видов стимулирования.

Наличие условий для выполнения программы
(краткое описание материально-технической базы):

{module Google_kvadrat}
  • спортивный зал;
  • спортивная площадка;
  • медицинский кабинет;
  • столовая;
  • игровая площадка;
  • кабинеты, оборудованные под игровые отрядные комнаты;
  • школьная библиотека;
  • ТСО;
  • художественные средства;
  • игры настольные;
  • спортивный  инвентарь;
  • аудиотека, фонограммы;
  • канцелярские принадлежности;
  • компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор, экран, телевизор, видеомагнитофон;
  • музыкальная аппаратура;
  • методическая литература;
  • поселковый стадион.

Критерии эффективности
программы.

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место и  с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

  • Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
  • Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы;
  • Благоприятный психологический климат;
  • Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
  • Творческое сотрудничество взрослых и детей.

Предполагаемые результаты:

  • Расширение представления детей о своём здоровье.
  • Проведение мероприятий, направленных на  снятие физического и психологического напряжения, укрепление здоровья.
  • Пропаганда здорового образа жизни.
  • Снижение уровня заболеваемости  детей, побывавших в лагере дневного пребывания.
  • Снижение роста преступности и правонарушений среди несовершеннолетних в период летних каникул.
  • Получение умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
  • Привлечение внимания СМИ, социальных партнёров, родителей.

Наличие опыта реализации.

Учитывая опыт прошлых  лет, можно с уверенностью сказать, что программа летнего  оздоровительного лагеря дневного пребывания, построенная в форме игры, дает положительные результаты. Ребята, посещающие летний лагерь, становятся, более коммуникабельны,  и  активны в школьной жизни, физически выносливы, раскрываются  таланты.  Желающих, посещать лагерь в этом году  много, что говорит о том, что работа ведется в правильном направлении.
В этом году предполагается, что Программа «Олимпийские надежды» закрепит результаты прошлых  лет, и даст толчок к развитию новых творческих и физических  способностей, т.к. большое внимание уделено пропаганде здоровому образу жизни и спортивным мероприятиям.
Программа построена так, что при доработке её вполне можно использовать как воспитательную систему отдельно взятого класса во время учебного года. Также идея может смело использоваться при работе любых детских объединений и профильной смены или профильного отряда..

Разработка программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
— повышением спроса родителей и детей на организованный и активный отдых школьников в условиях посёлка;
-обеспечением преемственности в работе  лагеря предыдущих лет;
— модернизацией старых форм работы и введением новых;
— необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов школы в реализации программы.

При написании программы педагогический коллектив руководствовался принципами, заложенными в воспитательной системе школы:

  • Принцип учета возрастных особенностей детей.
  • Принцип доступности выбранных форм работы.
  • Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру.
  • Принцип творческого отношения к делу.
  • Принцип добровольности участия в делах.

Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:

  • Укрепления здоровья учащихся.
  • Активного и интересного досуга.
  • Проблемы летней занятости детей.
  • Продолжением учебного процесса в условиях лета.

Планирование работы.

При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации.
В работе лагерной смены планируется активно задействовать социум посёлка Большеречье: детская библиотека, музей, Центр детского творчества, Центральная районная больница, Большереченский зоопарк, ГИБДД, Комитет по молодёжной политике и спорту,  Центр по работе с детьми и молодёжью, ИКК «Старина Сибирская», парк культуры и отдыха, Центр социальной помощи семье и детям, служба МЧС, пожарная часть – 59 и др.
Примечание: в ходе работы летнего лагеря в планировании возможны изменения,  дни могут варьироваться.

{module Яндекс|none}

Скачать программу в формате .DOC с приложениями и иллюстрациями

скачать

Комплексная работа по математике «Действия с десятичными дробями. Сравнение и округление дробей» 5 класс
Внеклассное занятие «Светлая Пасха»

Reactions

0
0
0
0
0
0
Already reacted for this post.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *