учитель начальных классов
МАОУ «Лицей № 62»
г. Саратова
Каждый учитель стремится к тому, чтобы данные им знания, были глубокими, прочными и эффективно служили ученику. Современная школа ставит перед учеником и учителем новые задачи и задаёт новый вектор в обучении.
Главным сейчас стало — научить ребёнка учиться. То есть вооружить ребёнка средствами, которые будут работать на ученика. Необходимо развить в ребёнке, на основе системно- деятельностного подхода, память, внимание, мышление, логику до того уровня, чтобы у учащегося отпала необходимость зубрить учебный материал, а появилась возможность легко и просто извлекать знания из любой информации, преобразовывать информацию и пользоваться преобразованной моделью в любой ситуации. А сам процесс преобразования информации и многократное обращение к модели, по сути, уже непроизвольно способствует усвоению и запоминанию новых знаний.
Многими педагогами был разработан ряд педагогических технологий, увеличивающих эффективность процесса обучения и усвоения знаний. Толчком для моей работы послужила технология «Опорных сигналов» В.Ф. Шаталова, мнемоника, знания о моторной памяти и знания о взаимодействии 1-ой и 2-ой сигнальных систем.
Передо мной встала задача о том, как сделать так, чтобы с одной стороны, знания усваивались легко, но с другой стороны, чтобы усвоение это было прочным, глубоким и эффективным. Понимая то, какую роль в обучении играют моторная, слуховая и зрительная память, я решила в своей педагогической практике сделать больший акцент на том, чтобы найти способ активизировать моторную память, так как именно знания, усвоенные на основе действия, более глубокие и прочные.
Таким образом, я пришла к выводу, что надо интегрировать звук, знак, движение, зрительный образ, ассоциацию.
Данная методика помогла мне решить самую главную задачу, которая стоит перед учителем русского языка — грамотное письмо, которое возможно на основе орфографической зоркости. Мной создана техника написания диктанта « 5 шагов к 5», которая позволяет ребёнку мыслить и находить опасное место в слове мгновенно. Эта техника закрепляет в сознании ребёнка алгоритм «Сначала думаю — потом пишу» и алгоритм поиска орфограммы прочно и
надолго. За счёт «якорения» грамотность и осознанность письма достигает достаточно высокого уровня. Примером эффективности данной техники может служить работа учащегося 2 класса, который обладает средним уровнем подготовки. Обучающий диктант (3 неделя октября) по блоку «Проверяемые орфограммы» (понятийный уровень, 1 урок по теме «Способы проверки главных орфограмм»). Первая проба (орфоэпическое произношение). (Рис. см. в приложении)
Результативность и продуктивность техники «5 шагов к 5» очевидна.
Такая техника основана на использовании 4 ассоциативных двигательных знаков: «слабый упал» (безударный гласный), «сильный встал» (ударный гласный), «оглушение» (парный согласный на конце слова), «столкновение» (парный согласный в середине слова). В результате, ребёнок видит и различает все опасности письма и на их месте ставит глазок
(ассоциация: «Смотри!!! Подумай!!!). Далее действует кластер «Способы проверки».
Шаг 1. Пальцы. (Рис. см. в приложении)
Шаг 2. Глазок.
Шаг 3. Смотри!!! Подумай!!!
Шаг 4. Способ.
Шаг 5. Выбор буквы.
Рассмотрим применение техники «5 шагов к 5» на примере написания слова повозка.
Шаг 1. Пальцы.
В заключении, хочется сказать, что «Ассоциативно — знаково-двигательная методика» помогла мне не только в решении задач на уроках русского языка. Знания, полученные на других уроках, преобразовываются и трансформируются детьми в действие и на других уроках (математика, окружающий мир, литературное чтение).
Данная методика ещё апробируется, дорабатывается. Но даже на начальном этапе были ощутимые результаты. В процессе использования открываются всё новые и новые преимущества. Бесспорно то, что обучающиеся теперь легко усваивают.
Скачать полный текст с иллюстрациями в формате .DOC