учитель начальных классов
КГУ «Средняя школа №6» г.Усть-Каменогорск
В данном сборнике представлены разнообразные дидактические игры, используемые на уроках учителями. Игры разделены на несколько разделов по предметам: дидактические математические игры, дидактические игры по русскому языку и по познанию мира. Также представлены игры, используемые в период обучения грамоте в предшкольных классах и первом классе начальной школы. В завершении сборника упоминается порядок работы по некоторым видам нестандартных уроков.
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка вливается
живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости
и любознательности».
(В.А.Сухомлинский)
Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал учащихся. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка от игровой к учебной.
Игра — это естественная форма обучения для ребёнка. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, учитель не только удовлетворяет сегодняшние, но и учитывает будущие интересы школьника. Если учитель использует на своих уроках игру, то он организует учебную деятельность исходя из естественных потребностей ребёнка.
«Учиться надо весело, учиться надо весело, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться…» это строчки из известной детской пени. Что может быть интересней для ребёнка, чем игра?! Педагог, как волшебник, используя игровые технологии, способен превратить самый обыденный учебный процесс в незабываемое действие. Важную роль играет разумно подобранный материал, который соответствует возрастным особенностям ребенка.
При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает: Успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития
Развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию.
Сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.
Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре; в основу их педагог обычно вкладывает привлекательные задачи и действия, характерные для самостоятельных детских игр.
Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность.
Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. При выборе игрового приема следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой — задачами, решаемыми нами, педагогами.
Наконец, игровым результатом выступает успешное выполнение дидактического задания.
В данном сборнике представлены разнообразные дидактические игры, используемые на уроках учителями. Игры разделены на несколько разделов по предметам: дидактические математические игры, дидактические игры по русскому языку и по познанию мира. Также представлены игры, используемые в период обучения грамоте в предшкольных классах и первом классе начальной школы. В завершении сборника упоминается порядок работы по некоторым видам нестандартных уроков.
1. Дидактические игры в период обучения грамоте
2. Дидактические игры на уроках математики
3. Дидактические игры по русскому языку
4. Дидактические игры по познанию мира
Скачать сборник целиком, объемом 67,3 Кб