учитель русского языка и литературы
МБОУ «Русско-татарская СОШ № 136» г.Казани
Класс: 6 (можно адаптировать данное занятие к другим классам)
Тип урока: повторение и обобщение материала
Цели: обобщить и повторить знания о творчестве М.Ю. Лермонтова; развить умение видеть красоту произведений русской культуры, понимать душевное состояние других людей, развить умение работать в команде, умение слушать, анализировать стихотворные тексты, аргументировать собственную точку зрения.
Дидактический материал: карточки с заданиями, иллюстрации с портретами М.Ю. Лермонтова и изображениями его произведений, репродукция картины Шишкина «На севере диком», несколько дубовых листков.
Парты расставляются так, чтобы за одном столом сидело 4-6 учеников (в зависимости от количество учеников в классе).
Внутрипредметные связи: изобразительно-выразительные средства, жанр стихотворения.
Межпредметные связи: изобразительное искусство
Методы и приемы: в основе данного урока совместное обучение, ориентированное на равное активное участие всех учеников; словесное рисование, беседа.
Ход урока:
Учитель приветствует учащихся, формулирует тему и цели урока.
1 задание: на каждом столе находятся карточки с названиями предметов эпохи М.Ю. Лермонтова (или сами предметы), ваша задача – представить предмет, рассказать для чего он нужен, какому герою мог принадлежать (на карточках перечислены следующие предметы: перо, кинжал, кивера (головной убор воина 1812 года) и т.д.). Например, перо было необходимо для написания, его кончик опускался в чернила, оно могло принадлежать самому писателю; кивера одевалась воинами, по ее внешнему виду можно было определить полк воина, этот предмет мог принадлежать героям «Бородино». Задание обсуждается командой, затем выбирается ответчик, который озвучивает общее мнение.
2 задание: у каждого учащегося листок с заданием. Необходимо соотнести этапы жизни Лермонтова и места России.
Правильные ответы:
Имение Тарханы | Пензенская область |
Благородный пансион | Москва |
Юнкерская школа | Петербург |
Ссылка за стихотворение «Смерть поэта» |
Кавказ |
Учитель просит обменяться работами друг с другом, озвучивает правильные ответы. Дети на листках выставляют друг другу оценки.
{module Google_kvadrat}
3 задание: на столах дубовый лист (настоящий или нарисованный), необходимо обсудить в команде и ответить, из какого произведения Лермонтова этот предмет, что он символизирует, вспомнить строки, связанные с ним. При опросе следует помнить, что самая легкая задача у команды, отвечающей первой, а самая сложная – у последней. Учитель должен проследить, чтобы отвечающий от команды был другим.
4 задание: работа с репродукцией картины Шишкина «На севере диком». Оценивается умение видеть композицию, колорит картины, замысел художника, соотношение с одноименным стихотворением Лермонтова.
5 задание: работа с текстами стихотворений (выбор произведений на усмотрение учителя). Необходимо выписать изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор передает свои чувства, эмоции. Каждая команда работает над своим текстом, затем озвучивает свое мнение. Другие команды поправляют или дополняют ответ. Затем озвучивает свой.
6 задание: на доске написаны слова: листок, парус, море, утес (или проецируются их изображения), задача команды – коллективно выбрать одно (слово) из них, рассказать о значении этого образа в творчестве Лермонтова, привести примеры из текстов.
Учитель подводит итоги занятия, выставляет оценки (учитываются ответы учащихся, их работа в команде, письменные оценки, выставленные по итогам второго задания).
Рефлексия. Учащимся предлагается на листках бумаги в виде листов дерева написать свои впечатления от урока и пожелания. Листы крепятся на нарисованный ствол дерева. Учитель: «Сегодня мы посадили дерево знаний, от вас зависит, будет ли оно расти дальше. Чтобы дерево дало плоды, выполните домашнее задание». (Домашнее задание дается согласно программе, по которой работает педагог).