Блог Русский язык, литература (уроки, кл.часы)

Урок обучения грамоте для детей с тяжелыми нарушениями речи. «Звук [ч], буквы Ч, ч»

Please log in or register сделать это.
Богданова Елена Станиславовна
Учитель начальных классов
КГК СКОУ СКОШ 5 вида № 2
г.Комсомольск – на – Амуре

Цель:

  • Познакомить учащихся с буквами Ч, ч, закреплять навык произношения звука [ч] в слогах, словах, и фразах, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствовать навыки правильного чтения.
  • Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
  • Воспитывать дружелюбие.

Оборудование: игрушка Чебурашки, предметные картинки  «домик», «Чиполлино»,  «почтальон Печкин», «лев Чандр», светофоры, «слоговые часы», кассы, мяч, мешочек с буквами

План урока

    1. Орг. момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок,
И книжки, и тетрадки,
И мысли – все в порядке.

    1. Тема. Цель

Чтобы определить тему нашего урока я предлагаю вам выполнить следующее задание.
Подберите к каждому названному мной слову противоположное по смыслу, найдите в них общее и сформулируйте тему урока.
Белый – (черный)
Грязный – (чистый)
Редко – (часто)
Целое – (часть)
Дети: Все слова начинаются со звука [ч]. Значит тема нашего урока  — звук [ч] и буква, которая его обозначает.
Цель нашего урока – познакомиться со звуком ч и буквой, которая его обозначает; учиться отличать звук ч и букву, которая его обозначает, от других  звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.

Правила речи

    1. Знакомство с новым звуком.

Сегодня в нашем уроке хочет принять участие сказочный герой, имя которого вы отгадаете, прослушав загадку.

Этот милый, странный душка
Безымянною игрушкой
Был когда – то в магазине,
Сказки ждал он на витрине.
И дождался. Стал известным
Своей сказкою чудесной.
Ты меня, малыш, послушай,
У него большие уши,
Он коричневого цвета,
Его любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Друга Гены — … (Чебурашку)

Опишите Чебурашку.
— Из какой сказки пришел Чебурашка? (Чебурашка пришел из сказки Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и Чебурашка» показ книжки )

Артикуляция звука
— Произнесите слово «Чебурашка», выделяя в нем первый звук. Назовите выделенный звук. Произнесите еще раз. Как ведут себя губы и язычок?

Характеристика звука
Определите, как проходит воздух через горлышко; что слышится: голос или шум; как звук произносится: твердо или мягко.(При произнесении звука воздух встречает преграду. Значит, звук согласный. При произнесении слышится только шум, значит он глухой. Звук [Ч] произносится мягко. Значит, он мягкий.)

Выделение звука из слов
В сказке Чебурашка и крокодил Гена построили дом (картинка).Послушайте, какой дом у них  получился и при этом запоминайте слова со звуком [ч]. Светофором просигналить.

— Чебурашка и крокодил Гена построили большой и красивый дом.
— У него  зеленая крыша из черепицы. (Черепица – это материал для покрытия крыш)
— На крыше труба черного цвета.
— Стены из коричневого кирпича.
— В окнах чистые прозрачные стекла.
— Около дома чудесные цветы и деревья.

Составление слов из звуков
Очень красивый дом получился у Чебурашки и крокодила Гены. На новоселье они пригласили гостей. Кто пришел к ним в гости и почему именно они?
Ч, и, п, о, л, и, н, о
П, е, ч, к, и, н
Ч, а, н, д, р
(в гости к друзьям пришли Чиполлино, почтальон Печкин, лев Чандр, потому что в их именах есть звук [ Ч]

Подбор слов со звуком [ч]
— Что пили гости: чай, молоко или какао? (чай)
— Чай пили из чашек или стаканов? (чашек)
Чем еще угощали своих гостей Чебурашка и крокодил Гена?
Ре, бу, че, ки
Сы,  чип
Чень, пе, е

(Чебуреки, чипсы, печенье)
— Что подарили гости друзьям на новоселье: посуду или настенные часы? (часы)

    1. Физминутка – игра

После застолья друзья решили оставить о себе добрую память. Они предложили посадить в палисаднике около нового дома несколько деревьев. Я буду перечислять названия деревьев . Если в них есть звук ч, вы изображаете, как гости копали ямки для саженцев. Если в названиях звук ч отсутствует, вы делаете наклоны в стороны.
Слова: вишня, слива, черемуха, яблоня, чинара, тополь, черешня, осина, береза.

    1. 1) Игра с мячом в кругу «Эхо»

Посадив деревья гости стали играть.
Правило: передать мяч и произнести: ач-оч-уч-ич, ача-очо-учу-ичи.

2) Игра «Скажи ласково»
Ложка – (ложечка)  чашка – (чашечка) пуговица – (пуговичка)
Вилка – (вилочка) пенек – (пенёчек) кувшин – (кувшинчик)
Носок – (носочек)  стакан – (стаканчик) нож – (ножичек)

3) Игра «Измени слово»
Враг – врач  мел – меч
Клюв – ключ грамм – грач
План – плач ткань – ткач

    1. Знакомство с новой буквой

Открыть букварь и найти букву Ч. Буква называется «Че». Почему их две? (заглавная и строчная). На что похожа буква Ч? Найдите ее в городе букв. Найдите ее в кассе.

    1. Игра «Волшебный мешочек»

Найти с закрытыми глазами букву «ч» в мешочке. (буквы, мешочек)

    1. Чтение слогов с новой буквой

Очень необычные часы подарили гости Чебурашке и крокодилу Гене. Что с их помощью можно делать? (можно читать слоги). Сначала надо прочитать слоги – слияния с буквой «Ч» по часовой стрелке. Затем образовать и прочитать слоги из трех букв, а затем из четырех.

    1. Работа с кассой

Составить слова: мяч, сачок, печка.
С каждым из этих слов составьте предложение о Чебурашке и его друзьях.
(например: Сачком Чебурашка ловил бабочек.
Друзья играли в мяч.
В холодные дни в доме топили печку)

    1. Чтение слов и предложений с новой буквой

Друзья Чебурашки передали для вас пожелание научиться быстро и правильно читать. Для этого передали задание: прочитать в букваре на стр. 105 слоги, слова и рассказ.
Когда говорим Леночка, мамочка? (когда хотим сказать ласково)
Дочь, дочка, доченька – что общего в словах? Слова близкие по смыслу, имеют общую часть, называются родственными.
Чтение текста.
– Почему мама торопила дочь? (Леночка делала все медленно. Она могла опоздать в школу)
Пересказ текста. Расскажите про Леночку.

    1. Итог

С каким новым звуком мы познакомились сегодня на уроке? Охарактеризуйте новый звук.
Какие герои к нам пришли на урок?

  1. Рефлексия

Как вы работали на уроке, оцените себя. На какую ступеньку вы себя поставите?

{module Яндекс}

Викторина «Звезды зовут»
Классный час «Дети Войны» 4-6 класс

Reactions

0
0
0
0
0
0
Already reacted for this post.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *