учитель начальных классов
МКОУ Аннинская СОШ № 3 с УИОП
Воронежская область
Цель: познакомить с опасностями, которые влекут за собой лесные пожары, развивать навыки безопасного поведения с огнём.
Оборудование: медиапроектор, экран
1. Организационный момент.
— Если вы сейчас правильно отгадаете загадки, то сможете назвать тему сегодняшнего занятия.
Слайды 2-3-4.
— Какое слово, по-вашему, здесь является ключевым? Почему?
— Правильно, лес. Сегодня мы поговорим о лесе, и не только о нём. Отгадываем загадки дальше.
Слайды 5-6-7.
— Выбрав главное слово из этих отгадок, вы узнаете вторую часть темы занятия. Рассуждения детей.
— А теперь попробуйте сформулировать саму тему сегодняшнего занятия. Слайд8.
2. Знакомство с новым материалом.
Сказка об огне
Жил-был огонь. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал всё подряд и был злейшим врагом всего живого. Повстречал огонь человека:
— Слушай, человек, давай померимся силой.
Тот согласился, вот начался бой. Человек заманил его к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь:
— Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить.
Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям, стал другом. Но когда попадает он в руки маленьких детей или взрослых, которые обращаются с ним небрежно и невнимательны к нему, то он показывает свой характер: старается убежать от них и гулять по лесам, по лугам, по деревьям. Недаром есть пословица «Дерево с огнём не дружит». Несли небрежно обращаться с огнём-может прийти беда!
— А какая беда может прийти? (Пожар).
— А что мы называем пожаром? (Ответы детей).
Слайд 9.
— Ребята, оказывается, пожары бывают разными. Кто из вас знает, какие именно? Посмотрите на следующий слайд.
Слайд 10.
— А давайте с ними познакомимся поближе.
Слайды 11-12-13
— Все пожары в лесу начинаются по какой-то причине. Ваши мысли об этом. Да и случайная молния может поджечь лес, но гораздо чаще — ЛЕС ГОРИТ ПО ВИНЕ ЧЕЛОВЕКА.
Слайд 14. (Обсуждение этого слайда).
— А чтобы вы сделали, если бы случайно увидели , что что-то горит?
Слайд 15.
— В случае обнаружения пожара, надо позвонить в пожарную охрану по телефону «01», сообщить точно адрес пожара и свою фамилию.
Небольшой пожар в лесу можно потушить своими силами. Для этого достаточно пучка веток лиственных пород. Ими надо наносить скользящие удары по кромке огня сбоку в сторону очага пожара, как бы сметая горящие материалы.
— О чём же мы должны помнить, находясь в лесу?
Слайд 16.
— Ребята, существует целая наука, изучающая лесные пожары. Она называется ПИРОЛОГИЯ.
Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится он до наступления осенней дождливой погоды.
Приведу пример 1990 года. В тот год первый пожар был обнаружен в январе на юге страны, а последний удалось потушить в конце ноября в Новосибирской области. Всего за тот год произошло около 32 тысяч лесных пожаров. Районы, в которых свирепствуют лесные пожары, обычно объявляют зоной бедствия. Почему?
Слайд 17.3. Проверка полученных знаний.
— А сейчас я хочу проверить, как вы запомнили материал.
1) При каком пожаре горят лесная подстилка, трава и кусты?
А) при низовом;
Б) при верховом;
В) при торфяном.
2) При каком пожаре горят кроны деревьев?
А) при низовом;
Б) при верховом;
В) при подземном.
3) Как тушат только что начавшийся пожар?
А) задувая пламя;
Б) накрывая пламя собственной одеждой;
В) сбивая пламя веником из зелёных листьев.
4) Как называется наука о лесных пожарах?
А) экология;
Б) пирология;
В) геология.
Спасибо за внимание!
{module Яндекс }
Презентация (17 слайдов) в формате .ppt, конспект урока в формате .doc «Лесные пожары» объемом 1,9 Mb