учитель музыки
СШ №3
г.Атбасар, Акмолинская область
Республика Казахстан
Оформление:
1. Портрет Шамши Калдаякова
2. Тема урока: «Шамши Калдаяков – композитор прошлого, будущего и настоящего»
3. Эпиграф к уроку:
Балғын жаста, кәрі де,
Тауда, жаста – бәрі де.
Қосылып тұр тербелеп,
Шәмші ағаның әніне.
М. Шаханов
4. Выставка рисунков «Отан»
5. Интерактивная доска,магнитофон.
Ход урока:
Дети входят в кабинет под кюй Курмангазы «Балбырауын»
1. Организационный момент
— Прозвенел звонок, начался урок.
— Сәлеметсіз бе.
— Сәлеметсіз бе.
— Здравствуйте, ребята!
— Здравствуйте!
— Садитесь. Ребята тема сегодшяшнего урока: «Шамши Калдаяков – композитор прошлого будущего и настоящего»
Цель урока: познакомить вас с творчеством композитора и через его произведения воспитание таких качеств как уважение, любви, преданности.
2. Тренинг
А чтобы вы не волновались (ведь у нас сегодня так много гостей) настроимся на мажорный лад, т.е. проведем тренинг.
Возьмитесь за руки,закрыли глаза (под музыку читаю стихи)
Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода.
Эта мелодией вечной своей
Мир наполняет природа!
Птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада.
Чуткая музыка всюду живет
Только прислушаться надо!
Откройте глаза. У всех мажорное настроение. Приступаем к работе.
Для повторения домашнего задания и пройденного материала проведем тестирование.
3. Тестирование.
(На интерактивной доске тесты с вопросами и вариантами ответов. Дети выполняют работу на листочках)
1. Народный артист Казахстана, чье имя носит киностудия «Казахфильм»
А) Ж.Шанин
Б) Ш. Айманов
В) Н. Тлендиев
2. Основатель и первый художественный руководитель оркестра казахских народных инструментов:
А) А. Жубанов
Б) Е. Брусиловский
В) Б. Коцык
3. Кого называют «отцом» симфоний и квартетов:
А) И.С. Бах
Б) Ф. Шуберт
В) И. Гайдн
4. Назовите автора «Лунной сонаты»:
А) Л.В. Бетховен
Б) В.А. Моцарт
В) П.И. Чайковский
5. Назовите высокий мужской голос:
А) бас
Б) тенор
В) альт
6. Динамика – это…
А) громкость
Б) тонкость
В) долгота
7. Струнный смычковый инструмент:
А) волторна
Б) аккордеон
В) скрипка
8. Назовите казахский народный щипковый музыкальный инструмент:
А) домбра
Б) кобыз
В) ускирик
9. Как называется форма коллективного пения:
А) хор
Б) вокал
В) песня
10. Регистр – это…
А) красота
Б) высота
В) длительность
11. Как называется ансамбль из трех человек:
А) дуэт
Б) соло
В) трио
12. Торжественная песня – это…
А) гимн
Б) ария
В) ариозо
13. Назовите жанр народных песен, которые исполняют на свадьбах, похоронах, при рождении ребенка и т.д.
А) трудовые
Б) обрядовые
В) былинные
14. Что такое скорость исполнения музыки:
А) тембр
Б) темп
В) диапазон
4. Артикуляционная гимнастика.
Проводится артикуляционная гимнастика по методу Емельянова.
5. Распевание.
— Пение закрытым ртом
— (попевки с движениями)
У Оленя дом большой
Он глядит в свое окошко.
Заяц по лесу бежит
В дверь ко мне стучит:
— Стук, стук — дверь открой
Там в лесу охотник злой.
— Заяц, заяц, забегай!
Лапу мне давай!
— Ән, ән саламыз
Би, би билейміз
Қол, қол соғамыз
Қол соғамыз!
6. Пение.
Вы выучили слова песни «Отан»:
- Кто написал слова?
- Музыку?
- Какой характер у песни?
- Темп?
- Регистр?
- Песню «Отан» вы изобразили на рисунках. И сейчас мы ее с вами исполним.
(По фонограмму исполняется песня Құрмет Сақай «Отан»)
— Молодцы! Поем и рисуем мы хорошо. А сейчас посмотрим как мы умеем слушать. А слушать будем историю рождения и становления великого композитора Шамши Калдаякова.
Скажите, ребята, где уже вам встречалась эта фамилия. (Он является автором гимна РК).
Эпитетом к уроку я взяла слова М. Шаханова:
Балғын жаста, кәрі де,
Тауда, жаста – бәрі де.
Қосылып тұр тербелеп,
Шәмші ағаның әніне.
7. Новая тема.
Там, где Арысь впадает в Сырдарью есть небольшое озеро Сырыколь. На берегу озера находится аул Шаульдер, Атырауского района, Южно-Казахстанской области.
В 1927 году на берег этого озера переехал человек по имени Анапия. Невестки Анапии – женгелер, заметив на его ноге родимое пятно, в шутку стали называть его «Калдыаяк», что значит «родинка на ноге». Постепенно люди стали забывать его настоящее имя анапия, а стали называть Калдаяком.
И, вот в 1930 году в семье Калдаяка родился мальчик. Друг Калдаяка Кудайберген назвал малыша Шамшидом, в честь великого царя Шамшида.
С малых лет Калдаяк убаюкивал Шамшида под звуки домбры, забавлял малыша мелодией кобыза. И, именно, этого малыша спустя 30 лет казахский народ назовет «королем вальса».
А начиналось все очень просто. В 20 лет Шамши окончил Капланбекский зооветеринарный техникум. И вскоре был принят в Ташкентское музыкальное училище на факультет теории музыки, и затем учился в Алма-Атинской консерватории на факультете композиции.
Свои первые произведения композитор написал именно здесь, в стенах консерватории и лучшими советчиками и учителями его были Ахмет Жубанов и Латиф Хамиди.
За 40-летнюю творческую деятельность Ш. Калдаяков создал около 100 музыкальных произведений. Основной темой его творчества является тема любви. Этой теме посвящены песни, являющиеся перлами певческого искусства.
Здесь на доске пересчислены наиболее популярные произведения Ш.Калдаякова.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
Одна из знаменитых, известных является песня «Арыс жағасында». Эту песню Ш.Калдаяков посвятил девушке, с которой познакомился на берегу реки Арысь. Он полюбил ее красивые глаза, в которых горел огонек молодости, ее длинные шелковистые волосы, аккуратно сложенные на плечах.
(Исполняю фрагмент песни)
А сейчас все внимание на экран!
(На интерактивной доске идет показ фрагмента спектакля о несчастной любви Шамши и цыганки Изольды.).
Вот так вот родилась песня «Цыган серенадасы» Прослушаем фрагмент песни, где автор обращается к гитаре: «Пой, гитара, пой о моих страданиях»
Немало песен Ш.Калдаякова было патриотического характера. Одной из такой является песня «Менің Қазақстаным». Счастливая судьба этой удивительной песни началась во 2 половине 50-х годов. Песня была посвящена поднятию целины. Ее первым исполнителем была Жамал Омарова – великая казахская певица. И именно с ее легкого голоса песня приобрела всенародное призвание иславу. Поэт Темирхан Медетбек писал «Когда звучит песня «Менің Қазақстаным» человек воспрянув духом, получает мощный заряд бодрости и силы. Это настоящая патриотическая песня».
Депутат Мажилиса Парламента РК Бекболат Тлеухан, выступая на заседании в 2005 году, говорил: «Гимн должен быть доступен всем, чтобы можно было петь его вместе и на пьедестале славы, ина трудных тропах испытаниях. Говоря образно, ты должен вместе с ним плакать, вместе с ним радоваться и вместе с ним вставать на колени. А песня, которая полностью отвечает этим требованиям песня Ш. Калдаякова «Менің Қазақстаным».
Да, эту песню с удовольствием исполняли и принимали в школах и детских садах,
на церемониях открытия общественно-политических и спортивных мероприятиях, семейных торжествах.
А вот что по этому поводу думал и говорил сам автор Шамши Калдаяков, мы сейчас с вами узнаем.
(Фрагмент из документального фильма «Шамши ғұмыр»)
Действительно, любовь народа к популярной песне подняла ее на вершину официального признания.
Песня «Менің Қазақстаным», которая уже давно была «народным гимном», стала основой нового гимна.
- Ребята, скажите кто является авторами гимна РК?
- Правильно! Ж. Нажмеденов, Ш. Калдаяков, Н. Назарбаев.
- А кто знает дату рождения нового гимна?
- 10 января 2006 года
- Что должен делать каждый казахстанец при исполнении гимна?
- При исполнении гимна правую руку надо держать на груди, на сердце, в знак уважения, признательности, любви к своей Родине.
- Правильно. Ведь мы с вами – лидеры и патриоты Казахстана! Мы — будущее Казахстана!
— Ну, а сейчас подведем итог урока. Мы сегодня кратко познакомились с жизнью и творчеством Шамши Калдаякова. Как вы думаете, можно ли его назвать композитором прошлого, настоящего и будущего и если да, то почему?
— С какими произведениями мы сегодня с вами познакомились?
— Каким темам посвящал свои произведения Ш.Калдаяков?
Мы сегодня хорошо поработали, узнали, услышали и увидели о Ш. Калдаякове. Пусть на вашем жизненном пути встречаются такие замечательные, творческие люди как Ш.Калдаяков, и чтоб вы сами всегда были и оставались духовно богатыми людьми!
Оценки за урок.
До свидания!