педагог дополнительного образования
Колпакова Апполинария Ивановна
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр»
г. Северодвинск
Красоту, чистоту мы у древних берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем.
В. Высоцкий
Программа «Праздник в моём доме» имеет художественно-эстетическую направленность, помогает интеграции личности ребёнка в народную культуру, соответствует культурно-национальным особенностям Русского Севера. Программа прошла апробацию в течение 2-х лет. По итогам диагностики откорректирована и усовершенствована.
Народное искусство Русского Севера богато многообразием форм, обладает неисчерпаемым художественно-творческим потенциалом и является неиссякаемым источником развития художественной культуры народа. Народное искусство – сплав человеческого разума, душевной теплоты, мудрой фантазии. Оно глубоко воздействует на мир ребенка.
Программа актуальна, так как память – это мост, соединяющий сегодняшний день со вчерашним, настоящее с прошлым. Народное искусство – великая сила, которое связывает прошлое, настоящее и будущее. Всё, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.
Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научатся ли дети понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. А сколько всего передали нам в наследство мудрые наши предки! Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем.
Народное искусство – образное отражение действительности, язык символических образов. Прежде, понятный каждому человеку, он был своеобразным языком общения между людьми и выполнял функцию учебника жизни.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что благодаря ей происходит приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с народными обычаями, праздниками, традициями, некоторыми видами декоративно-прикладного искусства, формируются навыки практической деятельности обучающихся.
Новизна программы «Праздник в моём доме» отражена в сочетании получаемых обучающимися прочных знаний об истории соей родины, обычаев и традиций народов Русского Севера с практическими навыками в тех видах декоративно-прикладного творчества, которое получает постепенное возрождение через связь традиций и символических образов, используемых в северной росписи.
Цель – приобщение детей к истокам русской северной народной культуры, её наследию, формирование чувства любви и добра, воспитание патриотизма.
Задачи
- Познакомить обучающихся с историей северной национальной культуры, обрядовыми праздниками, их традициями и обычаями; формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству. Воспитывать интерес к историческому прошлому своей родины.
- Познакомить с таинственным языком символических образов народного декоративного искусства.
- Расширять представление о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства; учить выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов (хохломского, городецкого, полхово-майданского, жестовского, гжельской керамики, вологодского кружева, филимоновской и дымковской игрушки); учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.
- Воспитывать желание заниматься декоративно-прикладной деятельностью; освоить характерные элементы, колорит, композицию данного промысла; уметь применять полученные знания в собственном творчестве; совершенствовать умение и навыки в рисовании.
- Формировать эстетический вкус; способствовать развитию изобразительного творчества, любознательности, воображения.
В процессе занятий дети знакомятся с образцами народного творчества,
приучаются видеть и любить искусство в его многообразии. Программа адресована учащимся 7-10 лет. Срок реализации программы – 2 года.
При обучении по данной образовательной программе используются различные формы организации занятий: коллективная, фронтальная, групповая, индивидуальная. Режим занятий – 2 раза в месяц по 2 часа. Занятия проводятся со всем классом, по подгруппам.
Подведение итогов проводится в форме самооценки учащихся после каждого занятия, итоговых занятий в конце полугодия, анализа результатов участия детей в конкурсах и выставках. По итогам обучения проводится диагностическое исследование с целью выявления уровня полученных знаний, умений и навыков. Оно проводится в форме анкетирования, тестирования.
Тематическое планирование занятий строится по народному календарю, связывается с традиционной северной народной культурой. Народные праздники определяют тематику занятий и время проведений. В конце каждого занятия проводится выставка детских работ, лучшие из них представляются на выставки разных уровней, служат для оформления интерьера.
Программа составлена в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей на основе приложения к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.
В отличие от типовых программ: «Ручное ткачество» (программа для внешкольных учреждений и образовательных школ «Культура быта», 1996 г.), Методическое пособие «Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет» Т.В.Королева, М.2009, Творческий ми) программа «Праздник в твоём доме» отличается сочетанием разнообразных видов деятельности. Учащиеся получают теоретические знания и практические навыки по работе с красками, бисером, солёным тестом, бумагой, тканью.
Общегодовая нагрузка по программе составляет:
1, 2 года обучения – 36 часов, 1 раз в 2 недели.
Методическое обеспечение программы: разработки игр, бесед, дидактические материалы к занятиям, технологические карты выполнения практических работ, наглядные пособия, видео и аудио-материалы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I год обучения
Всякома мила своя сторона
№ |
тема |
Кол-во часов |
1 | Всякому мила своя сторона | 2 |
2 | Путешествие по карте Архангельской области | 2 |
3 | Жемчужина Севера- Соловки Северные жемчуга | 2 |
4 | Древо жизни | 2 |
5 | Поморская говоря | 2 |
6 | Традиция Рождества на Русском Севере | 2 |
7 | История новогодних игрушек | 2 |
8 | Подарок рождественской елке | 2 |
9 | Святки –Колядки | 2 |
10 | В гостях у кудесницы | 2 |
11 | Север-край былин и песен | 2 |
12 | Знакомство с традициями Масленицы | 2 |
13 | Благовещенье | 2 |
14 | Вербное воскресенье | 2 |
15 | Дорого яичко ко христову дню | 2 |
16 | Пасхальная карусель | 2 |
17 | Троица | 2 |
18 | Итоговое занятие « Сказочные вензеля» | 2 |
36 |
II год обучения
№ |
тема |
Кол-во часов |
1 | «Вздвиженье» | 2 |
2 | Трофимовские посиделки | 2 |
3 | Покров- конец хороводам | 2 |
4 | Фекла запрядальная | 2 |
5 | Тайна- птицы-девицы. | 2 |
6 | Под крылом Архангела Михаила | 2 |
7 | Щепная птица | 2 |
8 | Никольская ярмарка. | 2 |
9 | Солнцеворот | 2 |
10 | Зимние святки | 2 |
11 | Емелина неделя | 2 |
12 | Масленица | 2 |
13 | Прощеное воскресенье | 2 |
14 | Евдокиев день | 2 |
15 | Дарья – обманный день | 2 |
16 | Пасха | 2 |
17 | Егорье день | 2 |
18 | Веселая ярмарка | 2 |
36 |
Скачать полный текст программы с дополнениями, объемом 40 Kb
{module Яндекс|none}