Киселева Ирина Викторовна педагог дополнительного образования Колпакова Апполинария Ивановна педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр» г. Северодвинск
Красоту, чистоту мы у древних берем, Саги, сказки из прошлого тащим, Потому что добро остается добром В прошлом, будущем и настоящем.
В. Высоцкий
Программа «Праздник в моём доме» имеет художественно-эстетическую направленность, помогает интеграции личности ребёнка в народную культуру, соответствует культурно-национальным особенностям Русского Севера. Программа прошла апробацию в течение 2-х лет. По итогам диагностики откорректирована и усовершенствована. Народное искусство Русского Севера богато многообразием форм, обладает неисчерпаемым художественно-творческим потенциалом и является неиссякаемым источником развития художественной культуры народа. Народное искусство – сплав человеческого разума, душевной теплоты, мудрой фантазии. Оно глубоко воздействует на мир ребенка. Программа актуальна, так как память – это мост, соединяющий сегодняшний день со вчерашним, настоящее с прошлым. Народное искусство – великая сила, которое связывает прошлое, настоящее и будущее. Всё, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти. Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научатся ли дети понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. А сколько всего передали нам в наследство мудрые наши предки! Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем. Народное искусство – образное отражение действительности, язык символических образов. Прежде, понятный каждому человеку, он был своеобразным языком общения между людьми и выполнял функцию учебника жизни.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что благодаря ей происходит приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с народными обычаями, праздниками, традициями, некоторыми видами декоративно-прикладного искусства, формируются навыки практической деятельности обучающихся. Новизна программы «Праздник в моём доме» отражена в сочетании получаемых обучающимися прочных знаний об истории соей родины, обычаев и традиций народов Русского Севера с практическими навыками в тех видах декоративно-прикладного творчества, которое получает постепенное возрождение через связь традиций и символических образов, используемых в северной росписи.
Цель – приобщение детей к истокам русской северной народной культуры, её наследию, формирование чувства любви и добра, воспитание патриотизма.
Задачи
- Познакомить обучающихся с историей северной национальной культуры, обрядовыми праздниками, их традициями и обычаями; формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству. Воспитывать интерес к историческому прошлому своей родины.
- Познакомить с таинственным языком символических образов народного декоративного искусства.
- Расширять представление о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства; учить выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов (хохломского, городецкого, полхово-майданского, жестовского, гжельской керамики, вологодского кружева, филимоновской и дымковской игрушки); учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.
- Воспитывать желание заниматься декоративно-прикладной деятельностью; освоить характерные элементы, колорит, композицию данного промысла; уметь применять полученные знания в собственном творчестве; совершенствовать умение и навыки в рисовании.
- Формировать эстетический вкус; способствовать развитию изобразительного творчества, любознательности, воображения.
В процессе занятий дети знакомятся с образцами народного творчества, приучаются видеть и любить искусство в его многообразии. Программа адресована учащимся 7-10 лет. Срок реализации программы – 2 года. При обучении по данной образовательной программе используются различные формы организации занятий: коллективная, фронтальная, групповая, индивидуальная. Режим занятий – 2 раза в месяц по 2 часа. Занятия проводятся со всем классом, по подгруппам. Подведение итогов проводится в форме самооценки учащихся после каждого занятия, итоговых занятий в конце полугодия, анализа результатов участия детей в конкурсах и выставках. По итогам обучения проводится диагностическое исследование с целью выявления уровня полученных знаний, умений и навыков. Оно проводится в форме анкетирования, тестирования. Тематическое планирование занятий строится по народному календарю, связывается с традиционной северной народной культурой. Народные праздники определяют тематику занятий и время проведений. В конце каждого занятия проводится выставка детских работ, лучшие из них представляются на выставки разных уровней, служат для оформления интерьера. Программа составлена в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей на основе приложения к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844. В отличие от типовых программ: «Ручное ткачество» (программа для внешкольных учреждений и образовательных школ «Культура быта», 1996 г.), Методическое пособие «Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет» Т.В.Королева, М.2009, Творческий ми) программа «Праздник в твоём доме» отличается сочетанием разнообразных видов деятельности. Учащиеся получают теоретические знания и практические навыки по работе с красками, бисером, солёным тестом, бумагой, тканью. Общегодовая нагрузка по программе составляет: 1, 2 года обучения – 36 часов, 1 раз в 2 недели. Методическое обеспечение программы: разработки игр, бесед, дидактические материалы к занятиям, технологические карты выполнения практических работ, наглядные пособия, видео и аудио-материалы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I год обучения Всякома мила своя сторона
№
|
тема
|
Кол-во часов
|
1
|
Всякому мила своя сторона
|
2
|
2
|
Путешествие по карте Архангельской области
|
2
|
3
|
Жемчужина Севера- Соловки Северные жемчуга
|
2
|
4
|
Древо жизни
|
2
|
5
|
Поморская говоря
|
2
|
6
|
Традиция Рождества на Русском Севере
|
2
|
7
|
История новогодних игрушек
|
2
|
8
|
Подарок рождественской елке
|
2
|
9
|
Святки –Колядки
|
2
|
10
|
В гостях у кудесницы
|
2
|
11
|
Север-край былин и песен
|
2
|
12
|
Знакомство с традициями Масленицы
|
2
|
13
|
Благовещенье
|
2
|
14
|
Вербное воскресенье
|
2
|
15
|
Дорого яичко ко христову дню
|
2
|
16
|
Пасхальная карусель
|
2
|
17
|
Троица
|
2
|
18
|
Итоговое занятие « Сказочные вензеля»
|
2
|
|
|
36
|
II год обучения
№
|
тема
|
Кол-во часов
|
1
|
«Вздвиженье»
|
2
|
2
|
Трофимовские посиделки
|
2
|
3
|
Покров- конец хороводам
|
2
|
4
|
Фекла запрядальная
|
2
|
5
|
Тайна- птицы-девицы.
|
2
|
6
|
Под крылом Архангела Михаила
|
2
|
7
|
Щепная птица
|
2
|
8
|
Никольская ярмарка.
|
2
|
9
|
Солнцеворот
|
2
|
10
|
Зимние святки
|
2
|
11
|
Емелина неделя
|
2
|
12
|
Масленица
|
2
|
13
|
Прощеное воскресенье
|
2
|
14
|
Евдокиев день
|
2
|
15
|
Дарья – обманный день
|
2
|
16
|
Пасха
|
2
|
17
|
Егорье день
|
2
|
18
|
Веселая ярмарка
|
2
|
|
|
36
|
Скачать полный текст программы с дополнениями, объемом 40 Kb

|