учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17»
г. Новомосковск, Тульская область
Тема: Боги в греческой мифологии
Цели:
— вспомнить имена богов в греческой мифологии архаического и классического периодов;
— вспомнить мифологические сюжеты, связанные с богами, посмотреть, как эти сюжеты и образы богов отразились в искусстве.
Задачи:
Образовательные: формирование у учащихся целостного исторического представления о географическом положении и природных условий Древней Греции; научить строить причинно-следственные связи между климатическими условиями и занятиями населения;
Развивающие: развивать аналитические способности учащихся, умение выделять главное и обобщать, делать аргументированные выводы; развивать навыки решения проблемно- познавательных и творческих заданий; способствовать развитию познавательного интереса учеников;
Воспитательные: воспитывать уважение к истории и традициям других народов; на положительных образах героев Древней Греции воспитывать трудолюбие, смекалку и стремление помогать людям.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, макет корабля «Арго», рисунки — схемы «Как древние греки понимали мир», атрибуты мифологических богов и героев, таблица «Боги-олимпийцы», эмблемы, детские рисунки греческих богов, аудиозапись «Сиртаки», костюмы — хитоны.
Ход урока:
1. Оргмомент.
Дети стоят за партами, около корабля «Арго» стоят «аргонавты»: капитан Ясон, кормчий Линкей, помощник капитана Тифий.
Выходит Русалка и говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, греческая фигура оживи!»
Дети читают стихи:
-«Прислушайся, это не ветер
Колышет верхушки стволов —
Минувших тысячелетий
Призывный доносится зов.
И вот уже чудо-триеру
Колотит священная дрожь,
Ты Понтом сверкающе-серым
Вослед аргонавтам плывешь!…»
-«Есть такая страна посреди вино – цветного моря
Крит прекрасный, богатый, волнами омытый.
В нем городов девяносто, а людям так нету и счета.»
-« Великая Греция отважных мужей,
Божественных женщин, соблазнительных нимф.
Афины, огонь Олимпийский, боги, герои, священная старина!
Ушедшего мира величье, живая его глубина!»
-Поведут наш корабль «Арго» замечательные аргонавты. Капитан Ясон наметил план путешествия и выбрал следующий маршрут, в ходе которого мы должны вспомнить имена богов в греческой мифологии, вспомнить связанные с ними мифологические сюжеты, посмотреть как имена и образы богов отразились в искусстве Древней Греции.
-Итак, наш корабль «Арго» отплывает. На море слышен плеск волн, крики чаек. Корабль плывет, а милые гречанки танцуют греческий танец «Сиртаки».
2. Повторение периодизации греческой мифологии.
— Греческая мифология делится на несколько периодов. Назовите два первых. (Архаический и классический)
— Божества архаического периода ещё не имеют облика людей. Это стихии, силы природы. Боги классического периода антропоморфны( имеют облик людей).
— Как называют их? ( Богами- олимпийцами)
— Что же такое миф? (Миф – это поэтическое отражение представлений древних греков о мире, о природе, человеческих отношениях).
— Да, миф – это легенды о богах и героях. Они возникли тогда, когда люди были бессильны перед природой, и обожествляли всё, что не могли понять и объяснить.
— Давайте обратим своё внимание вот на этот рисунок «Как древние греки представляли мир» и назовём имена богов архаического периода.
— Земля – Гея, небо – Уран, вода – Океан, бездна – Тартар, солнце – Гелиос, луна – Селена, ночь – Нюкта, заря – Эос.
— Все силы природы жили в гармонии, пока сын Урана Кронос не восстал против отца и не сверг его. Кронос очень боялся, что и его дети поступят с ним таким же образом. И тогда он: (говорят дети: Глотал рождавшихся детей. Только Зевса спасла его мать. Она обманула Кроноса, дав ему вместо Зевса камень. Зевс вырос, победил отца. Он заставил его вернуть проглоченных братьев и сестер, а сам стал главным богом — громовержцем).
— Так наступил новый период — период олимпийских богов.
— Назовите имена богов – олимпийцев.( по таблице)
— Два брата Зевса получили от него во владение по царству:
Посейдон – море, Аид – бездну.
В море и бездне много обитателей. Вспомним их имена: (чтение имен, работа с доской)
— Вспомните каждого обитателя, кратко расскажите о нем.
3. Игра «Узнай атрибут».
— У каждого бога была характерная вещь, по которой его узнавали, с которой его изображали скульпторы и художники.
4. Крылатые фразы.
— Вспомним «крылатые фразы» из греческй мифологии.
-Какие реки текут в подземном царстве Аида? (Ахеронт, Стикс, Лета)
— Какое выражение связано с рекой Лета?(« Кануть в Лету» — предаться забвению)
-Назовите имя пса, который охранял подземное царство Аида? («Цербер» — надсмотрщик)
— Скажите какие атрибуты принадлежали Зевсу и составьте с ними крылатую фразу. (Гром и молнии – «Метать громы и молнии»- говорить гневно, раздраженно, упрекая, обличая кого-либо или угрожая ему.)
5. Физминутка «Море волнуется». Дети изображают по типу данной игры разных богов: Афину Палладу, Афродиту, Посейдона, Зевса и т.д.
6. Знакомство с произведениями искусства на мифологический сюжет.
— Строго карали боги тех, кто их не почитал, не уважал. Давайте вспомним легенду о Нарциссе. (Дети показывают сценку Нарцисс и эхо).
— Но боги не только карали людей, но ещё и учили их.
— Что случилось с царём Мидасом?( Рассказ легенды о царе Мидасе).
— А если боги кого-то полюбят, то навсегда. Вот что случилось с Пигмалионом и статуей Галатеей. (сценка).
7. «Калейдоскоп» искусств, узнавание греческих богов в произведениях живописи, скульптуры.
— Много знали греки о своих богах. У каждого своя биография, история. Отгадаем загадки о богах и найдём их изображение среди картинок на доске, соединив буквы загадок с номером изображений.
А) «Я – бог солнца и света. Родился на плавучем острове Делос в один день с сестрой Артемидой. Люблю искусство. В память о несчастной любви ношу на голове лавровый венок». ( Аполлон)
Б) «Я родился у умирающей Семелы, был тоже обречен на гибель в огне. Но меня спас зеленый плющ, который прикрыл меня от огня. Когда я вырос, я стал ходить с весёлой толпой сатиров и нимф в венке из винограда, а в руках у меня…»(что?) (тирс – Дионис)
В) «Я –сын Зевса и Майи, посланник богов . У меня крылатые сандалии. Я охраняю пути, покровительствую путникам при жизни, но также сопровождаю их в последний путь – в мрачное царство Аида». (Гермес)
Г) «Я – сын Зевса и Геры, бог огня, бог- кузнец. Родился на Олимпе слабым, хилым и хромым. Когда меня сбросили с Олимпа вниз, я упал в море и там меня воспитали дочери священного старца Нерея. У меня есть очень хороший друг. А зовут его …» ( Прометей, бог Гефест).
8. Работа с мифологическим кроссвордом. — Вот и подходит к концу наше плавание. Капитан Ясон приготовил для вас интересный мифологический кроссворд. Попытайтесь его отгадать.
1. Имя юноши, превращенного в оленя Артемидой.
2. Богиня, хранящая законы.
3. Имя царя, который мог превращать всё в золото.
4. Сын бога солнца Гелиоса.
5. Бог войны.
Ответы: 1. Актеон; 2. Фемида; 3. Мидас; 4. Фаэтон; 5. Арес.
— Имя какой богини получилось по вертикали? (Афина).
9. Легенда о богине Афине Палладе.
— Вспомните, кого наказала Афина в состязании по ткачеству?
10. Вот и закончилось наше путешествие. Милая Русалочка прощается с нами: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, греческая фигура замри!»
— Тани, Кати, Яны, Саши, Жени…оживите, в учеников 2 – го класса превратитесь.
Заключение: Мы повторили всё о богах Архаического и Классического периодов, посмотрели мифологические сценки, слушали музыку. Следующим периодом в греческой мифологии будет период героический, где мы узнаем о героях, их сражениях со злостью, с силами страха и ненависти, их победах и поражениях.
11. В конце урока обзор литературы по античной греческой мифологии, искусству, рассматривание картин, скульптур, сосудов, ваз в греческом стиле.
Скачать полный конспект урока