Блог Русский язык, литература (уроки, кл.часы)

Конкурс знатоков русского языка, посвященный Дню языков народов Казахстана

Please log in or register сделать это.
Хасенова Мугильсин Хамитовна
учитель русского языка и литературы
школа № 47 с. Сарыколь
Целиноградский район
Акмолинская область

Цель: привитие любви к родному языку и языкам других народов.

Оформление:

1) Стенгазета.
2) Высказывания о языках.
3) Красочное оформление зала.
4) Музыкальное оформление.
Ежегодно в Казахстане каждая третья неделя сентября посвящается языкам народов Казахстана, проживающих на территории нашей многонациональной страны. В нашей стране говорят на 130 языках, это говорит о людях разных национальностей, населяющих нашу страну. Русский язык является мостом, который не только связывает, но и духовно сближает наши народы. Для человека любой национальности, любой народности дорог и близок прежде всего родной его язык, язык его народа.

Язык – бесценный дар, которым наделен человек. Замечательный аварский поэт Р. Гамзатов сказал о языке: «И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть». Поэтому наш тематический конкурс знатоков русского языка посвящается Дню языков в Казахстане.
Чтение стихов, посвященное величию языков:
«Могучий язык», «О языке».

{module Google_kvadrat}

«Могучий язык».
Великий, могучий русский язык.
Туркмен его учит, Узбек и таджик.
Русское слово звучит на Кавказе,
В штате Айова, в Африке, в Азии…
По-русски народы от края до края
«Мир и свобода» сейчас повторяют.
Дружат сегодня с русской речью
Любые народы, любые поверья.
И марсиане, раскрыв буквари
Научатся с нами по ним говорить.
В горах Алатау, в предгорьях Памира –
Повсюду в Отчизне вовеки веков
Пусть расцветает прекраснейший в мире
Язык языков!

«О языке»
Я с ученицей был знаком:
Выписывая цифры
Она водила языком,
Как обезьяна в цирке.
Нельзя об этом промолчать
Ведь это очень грустно!
Нам дан язык, чтоб отвечать
Не письменно, а устно!
Ю. Коринец

Разминочный тур

Участники игры разгадывают кроссворд:
Заполняют горизонтальные строчки словами, противоположными по значению, и в одном из вертикальных столбцов читают их общее название.

Горький (сладкий), начинать (кончать), старость (детство), сложный (простой), трудолюбивый (ленивый), короткий (длинный), свет (темнота).

1 тур.

Игра – опрос. «Веришь – не веришь».
(Ученики должны согласиться с моим утверждением или возразить мне. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов.
Верите ли вы, что…

  1. Каждое слово имеет свое лексическое значение.
  2. Лексикология изучает звуки и буквы.
  3. Синонимы – это слова с противоположным значением.
  4. Слова могут употребляться в прямом и переносном значении.
  5. Слова сильный и мужественный – синонимы.
  6. Слово ключ – многозначное.
  7. Слова отважный, храбрый, бесстрашный – антонимы.

2 тур.
Работа с перфокартами. Дополнить нужные по смыслу слова.

  1. Хороша веревка длинная, а речь …
  2. Вещь хороша новая, а друг …
  3. Человек от лени болеет, а от …. здоровеет
  4. Близкий сосед лучше …. родни
  5. Больше знай, да …… болтай.
  6. Не торопись языком, торопись …..
  7. Гость мало гостит, да …… видит.

3 тур.

Проявите переводческие способности соединить стрелками записанные казахские слова с их русскими антонимами.
Акылды  открыл
Коп чистый
Жапты мало
Лас   глупый
Улкен   темный
Жарык   маленький
Акелдi   ночь
Кун   унес

4 тур.

Отгадайте загадки.

  1. У двух матерей по пять сыновей, одно всем имя (руки — пальцы).
  2. Один костер весь свет согревает (солнце)
  3. Рядом два колодца, а между ними – перегородка (глаза и нос)
  4. Утром на четырех, днем на двух, а вечером на трех (ребенок, взрослый, старик).
  5. Тридцать два молотят, один поворачивает (язык и зубы).

Все мы любим общаться друг с другом.
Человеческое общение – это прежде всего общение в разных ситуациях и на естественном языке: русском, казахском, английском, немецком и прочих. Но бывают, что использовать естественный язык не удается. Например, болит горло и пропал голос. Или учитель объясняет что-то новое и не хочет, чтобы ему мешали. Общение при этом все же продолжается: кто-то жестикулирует, кто-то подмигивает, а у кого-то такое выражение лица, что сразу ясно —  он обижен или сердится. Значит, иногда мы можем общаться друг с другом и без языка.
(для болельщиков)
Смотрим пантомиму: девочка достает платье из шкафа, примеряет его перед зеркалом, кладет на стол, включает утюг, гладит, нечаянно прикасается к нему пальцем, бросает утюг на платье и, плача, уходит.
Ребята, что вы поняли из этой сценки?
А как вы догадались, что девочка обожгла палец, ведь она не произнесла ни слова? Оказывается, можно с помощью только мимики и жестов передать свое состояние.

5 тур.
«Пойми меня».

Носить на руках. Держать в ежовых рукавицах.
Держать камень за пазухой. С открытой душой.
Заварить кашу. Расхлебывать кашу.
Держать ухо востро. Ворон считать
Сидеть сложа руки. Работать не покладая рук.

6 тур.

Найдите неправильно написанные слова:

  1. Ручька
  2. Точка
  3. Веточька
  4. Путьник
  5. Ночной
  6. Конечьно
  7. Ммощьный
  8. Вечность
  9. Подарочный
  10. Поперечный

Укажите слова,  в которые нужно вставить букву А.

  1. Завтр…к
  2. Тра…мвай
  3. Р..стение
  4. …втобус
  5. В…оенки
  6. С…лома
  7. Н…ябрь
  8. Т..пор
  9. Ур..жай
  10. В..сток

Подведение итогов.
Награждение команд.

Интерактивная викторина «Сказочные джунгли Р.Киплинга» (презентация)
Дидактические игры для детей младшего школьного возраста

Reactions

0
0
0
0
0
0
Already reacted for this post.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *