Учитель изобразительного искусства
МБОУ Ново-Павловская ООШ
С. Новопавловка, Кашарский р-он Ростовская обл.
Цель: Ознакомление с глиняной игрушкой как одним из видов народного творчества.
Задачи:
Образовательные:
— формировать навыки рисования по представлению,
— закреплять графические навыки в изображении глиняных игрушек по народным мотивам,
— ознакомить с особенностями орнаментальной росписи глиняной игрушки,
— закреплять навыки кистевой росписи в изображении геометрического узора по народным мотивам.
Развивающие:
— развивать художественный вкус и творческие способности детей в создании самостоятельных декоративных композиций,
— углублять познания о народном декоративно-прикладном искусстве на примере глиняной игрушки,
— развивать умения сопоставлять, анализировать, выделять общее и различное в предметах декоративно-прикладного искусства.
Воспитательные:
— создавать атмосферу увлекательного эстетического познания игрушек из различных центров народных промыслов (Дымково, Филимоново, Абашево);
— воспитывать у школьников любовь и интерес к народному декоративно-прикладному искусству; бережное отношение к традициям своего народа;
— воспитывать у школьников стремление создавать красивые изделия по мотивам народных глиняных игрушек.
Оборудование:
— для учителя: репродукции и фотоматериалы с образцами народных глиняных игрушек; таблицы-схемы росписи глиняных игрушек на бумажных носителях;
— для учащихся: рисовальная бумага, акварельные краски, кисти, простой карандаш, ножницы.
План урока
- Организационный момент.
- Целеполагание.
- Рассказ учителя «Глиняная игрушка, как вид искусства, её история».
- Анализ особенностей глиняных игрушек различных центров (Дымково, Филимоново, Абашево). Форма и колорит.
- Создание эскиза своей игрушки по народным мотивам (работа карандашом).
- Роспись эскиза игрушки в соответствии с народными традициями росписи.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Выставка работ учащихся.
- Итог урока.
Ход урока
1.Организационный момент.
— Все ли нужные рисовальные принадлежности есть на партах?
2. Сообщение темы урока. Целеполагание.
3. Рассказ учителя «Глиняная игрушка, как вид искусства. Её история. Народные центры».
Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она не всегда предназначалась только игры, а чаще всего была предметом украшения народного быта – малая бытовая скульптура.
Древнейшие глиняные игрушки на территории нашей страны найдены археологами среди предметов второго тысячелетия до н.э. В славянских погребениях VI-VIII в.в н.э. обнаружены фигурки коньков и погремушки.
Несколько сотен игрушек XIV-XVII в.в было обнаружено при археологических раскопках в Москве в Замоскворечье и на территории бывшей Гончарной слободы.
Глиняную игрушку на Руси делали с незапамятных времён почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством.
Мужчины – гончары делали посуду, а женщины и дети лепили и расписывали игрушки.
Самые обычные домашние животные превращались в руках мастеров в сказочные, фантастические существа:
Конечки-бегуночки
Коровушки-кормилицы
Петухи-индюки.
А барыни? Наездники? Олени?
Глиняные игрушки были самым ярким украшением ярмарок (в конце зимы-начале весны), на которых проходило праздничное народное гулянье с озорным и весёлым названием – Свистунья. На этом празднике на разные голоса звенел пересвист глиняных свистулек, и бросали друг в друга расписные глиняные шары.
Названия глиняных игрушек происходили от названия деревни или города, где их лепили.
Со временем сложились центры глиняной игрушки со своими особенностями лепки и росписи.
Игрушки этих центров неповторимы, их нельзя спутать друг с другом.
Особенно стали известны глиняные игрушки из с.Дымково (Вятская обл.), Филимоново (Тульская обл.) и Абашево (Пензенская обл.).
(Рассказ учителя сопровождается показом иллюстраций народных глиняных игрушек из различных центров).
4. Анализ особенностей глиняных игрушек из различных центров (форма и колорит).
— Внимательно рассмотрите глиняные игрушки из разных мест нашей страны.
— Назовите наиболее распространённые темы, которые используют мастера в глиняных игрушках (фигурки людей: барышень и всадников, коньков, оленей, баранов).
— Сравните глиняные игрушки. Что общего в их пластике, и чем они различаются?
Дымковская игрушка:
Линии игрушек плавные, неторопливые, в их очертании нет мелких и лишних деталей.
Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими лепными глиняными игрушками благодаря её колориту.
Они самые нарядные.
Белые, как сахар, а по белому яркие узоры расписаны.
Геометрические узоры из небольших кругов, овалов, точек, полос, клеток.
Цвета: малиновые, зелёные, тёмно-синие, оранжевые, жёлтые.
Филимоновская игрушка:
Весёлая и нарядная.
Поперёк туловища и шеи идут пёстрые полоски. А так же узоры из крестов, точек, полос, кругов, треугольников, ёлочки. Узоры в полосе.
У абашевских игрушечных фигурок высокие вытянутые шеи. Каждая игрушка раскрашена в один цвет: красный, т-зелёный или густой синий. Головы животных украшают красивые ветвистые рога, окрашенные золотой или серебряной краской).
— На таблицах изображены возможные схемы росписи гл. игрушек.
Круги большие и маленькие — это большие и маленькие «солнышки»;
Прямые горизонтальные линии – земля;
Волнистые линии – вода;
Круг – символ солнца;
Квадрат – символ земли;
Ромб – символ плодородия.
5-6. Создание эскиза своей игрушки по народным мотивам. Роспись эскиза игрушки в соответствии с народными традициями.
— А теперь представьте себе, что вы народные умельцы-игрушечники. И живёте в одном из сёл: Дымково, Абашево, Филимоново.
Вам предстоит создать контурное изображение своей игрушки, самостоятельно сочинить узор и расписать игрушку в соответствии с народными традициями.
— Но прежде, чем приступите к работе, вспомним основное правило работы карандашом (линии проводим еле заметными).
— Что нужно помнить при работе с красками?
7. Самостоятельная работа учащихся.
8. Выставка работ учеников (комментарий учителя).
9. Подведение итогов.
— С какими центрами народной глиняной игрушки познакомились на уроке?
— Сумеете теперь отличить дымковскую и абашевскую, филимоновскую игрушку друг от друга? По каким признакам?
Использованые интернет-ресурсы
ru.wikipedia.org
rukukla.ru
Dymkovo.com
filimonofskay-igrushka.ru
articles.agronationale.ru
glina.teploruk.ru
{module Google_kvadrat}