учитель русского языка и литературы
МОУ Будинской ООШ
Тверской области
Предлагаю конспект урока в 6 классе. Этот урок первый, вводный. Он поможет познакомить учащихся с тем явлением, что русский язык – один из развитых языков мира. На уроке проводится различная работа: работа со словарём, творческая работа.
Цели:
Познавательные:
повторить ранее изученные сведения о русском языке (синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова, омофоны);
раскрыть понятие развитой язык.
Практические:
закрепить умение подбирать синонимы, антонимы;
уметь объяснять понятие развитой язык, отличать от понятия развитый ребёнок.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету, любовь к родному языку, нравственные качества школьников;
развивать память, логическое мышление, речь;
Демонстрационный материал: толковый словарь, учебники, тексты высказываний, пословицы и поговорки для каждого ученика
Методические приёмы: беседа, работа в парах
Эпиграф к уроку
«Русский язык – один из развитых языков мира»
Ход урока
1. Орг. начало урока.
2. Вступительное слово учителя:
– Сегодняшний урок я хотела бы начать с притчи. Что такое притча? (Притча – это рассказ нравоучительного, философского характера.)
Притча из «Книги о Ксанфе – философе и Эзопе, его рабе, или похождение Эзопа».
Однажды Ксанф решил отблагодарить своих учеников угощением за угощение и говорит Эзопу: «Эзоп, сегодня к обеду придут мои друзья, так ты ступай и свари нам самого лучшего, самого прекрасного, что есть на свете!»
«Ладно, – думает Эзоп, – ужо я научу его не давать глупых приказаний». Пошёл он в мясную лавку, купил языков, и когда пришёл домой, то одни приготовил жареными, другие вареными, третьи холодными с приправой. Вот пришли гости; Ксанф говорит: «Эзоп, принеси нам поесть!».
Эзоп подаёт каждому вареный язык под соусом.
– Ого, учитель! – говорят ученики, – даже обед у тебя философский: ничего не упустишь из виду! Только мы устроились за столом, а нам уже подают язык!
Посидели они чуть-чуть, Эзоп опять подаёт каждому жареный язык под перцем с солью.
– Божественно, учитель, великолепно! – говорят ученики. – От огня, да ещё от перца с солью у языка всегда острее вкус: едкость соли с природной остротой языка, соединяясь, дают вкус приятный и пряный.
В третий раз Эзоп подаёт каждому холодный язык с кореньями. Всем стало плохо.
Ксанф говорит: «Эзоп, подай нам похлёбки!»
Подаёт Эзоп отвар, оставшийся от языков. Гости и смотреть не хотят. А Ксанф говорит:
– Да разве не сказал я тебе: «Купи всего самого лучшего, самого прекрасного на свете!»
Эзоп отвечает:
– Счастье моё, что ты меня попрекаешь в присутствии этих учёных господ. Подумай: ты мне сказал: «Купи самого лучшего, самого прекрасного на свете». А есть ли что на свете лучше и прекраснее, чем язык? Разве не языком держится вся философия вся учёность? Без языка ничего нельзя сделать – ни дать, ни взять, ни купить; порядок в государстве, законы, постановления – всё это существует лишь благодаря языку. Всей нашей жизни основа – язык; нет ничего лучше на свете.
Ученики похвалили Эзопа за рассуждения и разошлись.
На следующий день они вновь пришли к Ксанфу. А тот говорит:
– Мои учёные друзья, сегодня я угощу вас настоящим обедом: вот послушайте, как я распоряжусь! – И, кликнув Эзопа, он ему говорит: « Так как всё, что говорят, ты выворачиваешь наизнанку, то вот тебе мой приказ ступай на рынок и купи там самого дрянного, самого негодного на свете!»
Эзоп это выслушал и бровью не повёл. Он опять пошёл в мясную лавку, опять накупил языков от всех заколотых свиней и опять состряпал из них обед. Тем временем явился Ксанф с учениками, устроились они за столом, выпили по первой чаше, и Ксанф сказал: «Эзоп, принеси нам поесть!»
Эзоп вновь стал подавать блюда из языков, Ксанф разозлился:
– Ты опять за старое, злодей? Да как ты смел это покупать? Разве я не сказал тебе: «Ступай на рынок и купи самого дрянного, самого негодного на свете!
Эзоп отвечает:
– Что же на свете хуже языка? Язык нам несёт раздоры, заговоры, обманы, побоища, зависть, распри, войну… разве может быть что-то ещё хуже, ещё презреннее, чем язык?
– Как Эзоп говорит о языке?
— В каком значении употребляется слово « язык»?
— А какое ещё значение есть у этого слова?
— А знаете ли вы какие-нибудь пословицы и поговорке о языке?
3. Объяснение нового материала
– Сегодня на уроке мы будем говорить о нашем родном русском языке, о его развитии. Запишите в тетради тему нашего урока.
4. Изучение нового материала.
1) работа по учебнику:
— Ребята давайте прочитаем высказывание К. Паустовского о русском языке.
— Как вы поняли высказывание Паустовского?
— Скажите, кто из вас согласен с его высказыванием? Обоснуйте свой ответ.
— Прочитайте задание к упражнению 1 на стр. 4.
— Как вы думаете, в чём же заключается богатство русского языка? Запишем этот ответ.
2) работа над словами, заключёнными в рамочку
— Прочитаем слова, данные в рамочке.
— Как вы их понимаете? Дайте их лексическое значение.
— Где нам найти ответ, если мы с вами затрудняемся в толковании слова?
— Давайте поработаем с толковым словарём и найдём значение слова РАЗВИТОЙ
1) Достигший высокой степени развития.
2) Духовно зрелый, просвещённый, культурный.
– В каком значении слово язык употребляется в названии темы? (Развитой – достигший высокой степени развития.)
– А в словосочетании развитый ребёнок? ( Развитый ребёнок – это ребёнок духовно зрелый, просвещённый, культурный.)
— Обратите внимание, как произносятся эти слова. В первом слове на какой слог падает ударение? Во втором?
3) работа с пословицами и поговорками о русском языке ( работа в парах)
— Я предлагаю вам объединиться в пары и поработать с пословицами и поговорками. Обсудите их значение и запишите 2 понравившиеся в тетрадь
1) Раны от меча заживают, а от языка остаются
2) Без русского языка не сколотишь и сапога
3) Русский язык сила слабого!
4) Велик и могуч русский язык
5) ешь пироги с грибами, да держи язык за зубами
6) язык до добра не доведёт
— Какая из прочитанных пословиц вам понравилась больше? Запишите её.
4) поддиктовка ( упр. 2 на стр. 4-5)
— Русский язык необыкновенно богат. Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов. Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.
5) работа над высказываниями великих людей
— Сейчас я прочитаю вам высказывания великих людей о русском языке. Давайте послушаем и запишем одно из них.
1. Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого. /А. С. Пушкин/
2. Язык есть изображение всего, что существовало, существует и будет существовать — всего, что только может обнять и постигнуть мысленное око человека. /А. Ф. Мерзляков/
3. Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; всё волнует, дышит, живет. /А. С. Хомяков/
4. Перед Вами громада — русский язык! /Николай Васильевич Гоголь/
5. Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. / Писатель А. И. Куприн
5. Подведение итога урока:
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Что далось легко?
— Что вызвало трудности?
6. Домашнее задание:
Упр. 3 – по заданию
Источники для подготовки к уроку:
1. https://www.forlove.com.ua/
2. https://bebi.lv/poslovici/poslovitsy-o-russkom-yazyke.html
3. https://pogovorki.net/cat16
{module Google_kvadrat}