Учитель начальных классов
КГК СКОУ СКОШ 5 вида № 2
г.Комсомольск – на – Амуре
Цель:
- Познакомить учащихся с буквами Ч, ч, закреплять навык произношения звука [ч] в слогах, словах, и фразах, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствовать навыки правильного чтения.
- Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
- Воспитывать дружелюбие.
Оборудование: игрушка Чебурашки, предметные картинки «домик», «Чиполлино», «почтальон Печкин», «лев Чандр», светофоры, «слоговые часы», кассы, мяч, мешочек с буквами
План урока
-
- Орг. момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок,
И книжки, и тетрадки,
И мысли – все в порядке.
-
- Тема. Цель
Чтобы определить тему нашего урока я предлагаю вам выполнить следующее задание.
Подберите к каждому названному мной слову противоположное по смыслу, найдите в них общее и сформулируйте тему урока.
Белый – (черный)
Грязный – (чистый)
Редко – (часто)
Целое – (часть)
Дети: Все слова начинаются со звука [ч]. Значит тема нашего урока — звук [ч] и буква, которая его обозначает.
Цель нашего урока – познакомиться со звуком ч и буквой, которая его обозначает; учиться отличать звук ч и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.
Правила речи
-
- Знакомство с новым звуком.
Сегодня в нашем уроке хочет принять участие сказочный герой, имя которого вы отгадаете, прослушав загадку.
Этот милый, странный душка
Безымянною игрушкой
Был когда – то в магазине,
Сказки ждал он на витрине.
И дождался. Стал известным
Своей сказкою чудесной.
Ты меня, малыш, послушай,
У него большие уши,
Он коричневого цвета,
Его любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Друга Гены — … (Чебурашку)
Опишите Чебурашку.
— Из какой сказки пришел Чебурашка? (Чебурашка пришел из сказки Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и Чебурашка» показ книжки )
Артикуляция звука
— Произнесите слово «Чебурашка», выделяя в нем первый звук. Назовите выделенный звук. Произнесите еще раз. Как ведут себя губы и язычок?
Характеристика звука
Определите, как проходит воздух через горлышко; что слышится: голос или шум; как звук произносится: твердо или мягко.(При произнесении звука воздух встречает преграду. Значит, звук согласный. При произнесении слышится только шум, значит он глухой. Звук [Ч] произносится мягко. Значит, он мягкий.)
Выделение звука из слов
В сказке Чебурашка и крокодил Гена построили дом (картинка).Послушайте, какой дом у них получился и при этом запоминайте слова со звуком [ч]. Светофором просигналить.
— Чебурашка и крокодил Гена построили большой и красивый дом.
— У него зеленая крыша из черепицы. (Черепица – это материал для покрытия крыш)
— На крыше труба черного цвета.
— Стены из коричневого кирпича.
— В окнах чистые прозрачные стекла.
— Около дома чудесные цветы и деревья.
Составление слов из звуков
Очень красивый дом получился у Чебурашки и крокодила Гены. На новоселье они пригласили гостей. Кто пришел к ним в гости и почему именно они?
Ч, и, п, о, л, и, н, о
П, е, ч, к, и, н
Ч, а, н, д, р
(в гости к друзьям пришли Чиполлино, почтальон Печкин, лев Чандр, потому что в их именах есть звук [ Ч]
Подбор слов со звуком [ч]
— Что пили гости: чай, молоко или какао? (чай)
— Чай пили из чашек или стаканов? (чашек)
Чем еще угощали своих гостей Чебурашка и крокодил Гена?
Ре, бу, че, ки
Сы, чип
Чень, пе, е
(Чебуреки, чипсы, печенье)
— Что подарили гости друзьям на новоселье: посуду или настенные часы? (часы)
-
- Физминутка – игра
После застолья друзья решили оставить о себе добрую память. Они предложили посадить в палисаднике около нового дома несколько деревьев. Я буду перечислять названия деревьев . Если в них есть звук ч, вы изображаете, как гости копали ямки для саженцев. Если в названиях звук ч отсутствует, вы делаете наклоны в стороны.
Слова: вишня, слива, черемуха, яблоня, чинара, тополь, черешня, осина, береза.
-
- 1) Игра с мячом в кругу «Эхо»
Посадив деревья гости стали играть.
Правило: передать мяч и произнести: ач-оч-уч-ич, ача-очо-учу-ичи.
2) Игра «Скажи ласково»
Ложка – (ложечка) чашка – (чашечка) пуговица – (пуговичка)
Вилка – (вилочка) пенек – (пенёчек) кувшин – (кувшинчик)
Носок – (носочек) стакан – (стаканчик) нож – (ножичек)
3) Игра «Измени слово»
Враг – врач мел – меч
Клюв – ключ грамм – грач
План – плач ткань – ткач
-
- Знакомство с новой буквой
Открыть букварь и найти букву Ч. Буква называется «Че». Почему их две? (заглавная и строчная). На что похожа буква Ч? Найдите ее в городе букв. Найдите ее в кассе.
-
- Игра «Волшебный мешочек»
Найти с закрытыми глазами букву «ч» в мешочке. (буквы, мешочек)
-
- Чтение слогов с новой буквой
Очень необычные часы подарили гости Чебурашке и крокодилу Гене. Что с их помощью можно делать? (можно читать слоги). Сначала надо прочитать слоги – слияния с буквой «Ч» по часовой стрелке. Затем образовать и прочитать слоги из трех букв, а затем из четырех.
-
- Работа с кассой
Составить слова: мяч, сачок, печка.
С каждым из этих слов составьте предложение о Чебурашке и его друзьях.
(например: Сачком Чебурашка ловил бабочек.
Друзья играли в мяч.
В холодные дни в доме топили печку)
-
- Чтение слов и предложений с новой буквой
Друзья Чебурашки передали для вас пожелание научиться быстро и правильно читать. Для этого передали задание: прочитать в букваре на стр. 105 слоги, слова и рассказ.
Когда говорим Леночка, мамочка? (когда хотим сказать ласково)
Дочь, дочка, доченька – что общего в словах? Слова близкие по смыслу, имеют общую часть, называются родственными.
Чтение текста.
– Почему мама торопила дочь? (Леночка делала все медленно. Она могла опоздать в школу)
Пересказ текста. Расскажите про Леночку.
-
- Итог
С каким новым звуком мы познакомились сегодня на уроке? Охарактеризуйте новый звук.
Какие герои к нам пришли на урок?
- Рефлексия
Как вы работали на уроке, оцените себя. На какую ступеньку вы себя поставите?
{module Яндекс}