Блог Обществознание (Уроки, классные часы)

Права и обязанности несовершеннолетних (9-11 кл.)

Please log in or register сделать это.
Малахов Александр Александрович
учитель трудового обучения
ГКОУ РО Каменская коррекционная школа №15 (VIII вида)

Тип занятия: Особенности правового статуса несовершеннолетних

Тема: Права и обязанности несовершеннолетних

Задачи:

1. Образовательные:
-познакомить учащихся с международными документами о правах ребёнка;
-познакомить учащихся с правами ребёнка, закреплёнными в Семейном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ.

2. Развивающие:
-развивать способность реализовывать свои права в повседневной жизни.

3. Воспитательные:
-воспитывать у учащихся осознанное отношение к своим правам и правам другого человека.

Умения и навыки, отрабатываемые на занятии:

-учиться выбирать главное и грамотно формулировать свои выводы;
-уметь отстаивать свою точку зрения;
-применять полученные знания в жизненных ситуациях;
-развивать коммуникативные умения и навыки в процессе урока.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

    1. Организационно-подготовительный этап

Цель — подготовка учащихся к работе на уроке.
Содержание  этапа:
-по звонку войти в класс и найти своё место;
-взаимное приветствие;
-настрой учащихся на работу, организация внимания;
-проверка готовности к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид);
-сообщение темы и целей урока.

Ход урока:

— Здравствуйте, ребята! Тихонечко присаживайтесь каждый на своё место. Проверьте, чтобы ничего лишнего не лежало на партах, отключите телефоны. Сядьте правильно, спинку держим прямо.

    1. Пропедевтика учащихся к усвоению нового материала

Цель — организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.
-Тема нашего урока: «Особенности правового статуса несовершеннолетних». Сегодня мы познакомимся с понятием «право», с историей возникновения права, какими правами владеют несовершеннолетние, то есть дети.

    1. Сообщение нового материала

Цель — дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе.
Вид сообщения нового материала:
-рассказ учителя.
-Как вы понимаете такое понятие, как «права человека?»
(Права человека – это неотъемлемые права каждого человека, в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков. Все люди в равной степени располагают правами человека, исключая всякого рода дискриминацию. Эти права взаимосвязаны, взаимозависимы и неделимы.)
-Тема нашего урока «Особенности правового статуса несовершеннолетних». Вы знаете, о ком идёт речь ? (Дети не достигшие 18-летного возраста).
-Является ли эта тема актуальной в наше время? (Да, так как растёт детская беспризорность, преступность, всё больше детей при живых родителях предоставлены сами себе, увеличивается и число детей беженцев, всё меньше процент новорождённых детей с заключением врача «здоров».
-Какие вы знаете международные документы по правам ребёнка? (Конвенция о правах ребёнка 1989 г.; Основные права ребёнка, закреплённые в СК РФ и ГК РФ; правоспособность и дееспособность несовершеннолетних).

а) Конвенция о правах ребёнка 1989 г.
Конвенция о правах ребенка была единогласно принята в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН.
Все проблемы по защите детей и детства учтены в содержании Конвенции о правах ребенка, основная цель которой  — побудить государства прикладывать максимум усилий ля решения этих проблем. Наше государство подписало этот документ.
В конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.
Основные положения Конвенции:
— Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
— Дети имеют право свободно выражать свое мнение.
— Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка.
— Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений.
— Ребенок имеет право на образование.
— Государство уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.
— Ни один ребенок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.
— Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Конвенция о правах ребенка содержит не только права. Она четко указывает границы перехода от детства к взрослой жизни.
Только родившись, человек приобретает  по закону иметь права и нести обязанности  — конституционные, семейные, гражданские, трудовые и т.д. Однако их реальное осуществление возможно лишь по мере взросления ребенка.
Возраст: от 0 месяцев до 6 лет.
Тебя называют: ребенок.
Твоя дееспособность: недееспособный, это объясняется тем, что ребенок в силу своих малых лет не может понимать и отвечать за свои поступки.
Ты родился.
Ты приобретаешь право на гражданство.
Обладаешь правоспособностью по гражданскому праву.
Имеешь право на имя, отчество и фамилию.
Имеешь право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.
На твое имя может быть открыт счет в банке.
Тебе 1,5 года
Имеешь право посещать ясли.
Тебе 3  года
Имеешь право посещать детский сад.
Возраст: от 6 до 14 лет.
Тебя называют: малолетний ребенок.
Твоя дееспособность: у тебя частичная дееспособность, то есть, ты можешь совершать не все сделки, а только те, которые необходимы тебе каждый день, — мелкие бытовые сделки. Это означает, что ты можешь покупать в магазине любые продукты, канцелярские товары, иные вещи  и предметы. Также ты можешь совершать сделки, направленные на получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации. В случае если ты не можешь заключить сделку, от твоего имени могут выступить родители, усыновители или опекуны.
Тебе 6 лет
С 6 лет 6 месяцев ты вправе посещать школу. По заявлению родителей, усыновителей или опекунов и с разрешения учредителя образовательного учреждения  ты можешь начать обучение в более раннем возрасте.
Ты в праве самостоятельно заключать:
— мелкие бытовые сделки;
— сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
— сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями.
Тебе 10 лет:
С этого возраста ты:
— даешь согласие на изменение своего имени и фамилии;
— даешь согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью либо на восстановление родительских прав своих родителей;
— выражаешь свое мнение о том, с кем из родителей, расторгающих брак в суде, ты хотел бы проживать после развода;
— вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего твои интересы;
— вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
— можешь вступать в детские общественные объединения.
Возраст от 14 до 18 лет.
Тебя называют: несовершеннолетний ребенок.
Тебе 14 лет
С этого возраста ты обязан иметь паспорт гражданина Российской Федерации.
С этого возраста ты даешь письменное согласие для выхода из гражданства Российской Федерации вместе с родителями.
Можешь выбирать себе место жительства, с согласия родителей.
С письменного согласия родителей вправе совершать любые сделки.
Вправе распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами.
Можешь осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности.
Имеешь право вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.
Допускается поступление на работу для выполнения в свободное от учебы время легкого труда (с согласия одного из родителей).
Имеешь право требовать отмены усыновления
Имеешь право управлять велосипедом при движении по дорогам.
Можешь вступать в молодежные общественные объединения.
В зависимости от того, в каком субъекте нашей страны ты проживаешь, имеешь право вступать в брак.
Необходимо помнить, что:
С этого возраста ты самостоятельно несешь имущественную ответственность по совершенным тобой сделкам.
Подлежишь уголовной ответственности за некоторые преступления: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем либо иным транспортным средством без цели хищения, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, террористический акт, захват заложника, вандализм и т.д.
Тебе 15 лет
Имеешь право заключать трудовой договор для выполнения легкого труда.
Тебе 16 лет
Ты можешь быть объявлен полностью дееспособным (эмансипирован), если работаешь по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласие родителей, усыновителей или попечителя занимаешься предпринимательской деятельностью.
Можешь быть членом кооператива.
Имеешь право на управление мотоциклом, мотороллером и другими мототранспортными средствами.
Имеешь право на заключение трудового договора.
Можешь вступить в брак, но при наличии уважительных причин (беременность, рождение ребенка) и с разрешения органов местного самоуправления.
Помни, что:
— с этого момента ты подлежишь административной ответственности
— несешь уголовную ответственность за любые преступления.
Тебе исполнилось 18 лет!!!!

{module Google_kvadrat}

б) Основные права ребёнка, закреплённые в СК РФ и ГК РФ

1. Организация работы со статьями вышеуказанных кодексов (вместе с учителем составить в тетради схему).

Личные права детей
СК РФ, ст. 54 – 59

Имущественные права ребёнка
СК РФ, ст. 60

  • Право жить и воспитываться в семье;
  • Право знать своих родителей;
  • Право на их заботу, на совместное с ними проживание;
  • Право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие;
  • Право на общение с обоими родителями, с дедушкой, бабушкой, братьями, сёстрами и другими родственниками;
  • Право на защиту своих прав и законных интересов;
  • Право выражать своё мнение;
  • Право на имя, отчество и фамилию;
  • Право на изменение имени и фамилии.
  • Право на получение содержания от своих родителей, или лиц, их заменяющих;
  • Право на имущество, полученное в дар;
  • Право на имущество, полученное в порядке наследования;
  • Право на распоряжение собственными доходами;
  • Право на распоряжение имуществом, приобретённым на собственные средства.

Дееспособность
ГК РФ, ст. 26 – 28

Малолетних

Несовершеннолетних

С момента рождения до 6 лет

С 6 до 14 лет

От 14 до 18 лет

  • Полностью лишены гражданской дееспособности;
  • Все правовые действия от их имени могут совершать только их родители или опекуны.
Вправе самостоятельно совершать:

  • Мелкие бытовые сделки;
  • Сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующее нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
  • Сделки по распоряжению средствами, полученными ими от законных представителей или с их согласия от третьих лиц.

Ответственность по сделкам несут родители, усыновители, опекуны. Они же отвечают за вред, причинённый малолетними.

Вправе самостоятельно совершать:

  • Все сделки, которые могут совершать малолетние, распоряжаться своими доходами;
  • Авторское право;
  • Вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
  • С 16 лет – членство в кооперативе;

Самостоятельно несут имущественную ответственность и за причинённый ими вред.
Полная дееспособность может наступить до 18 лет: при вступлении в брак. Эмансипация (ГК, ст. 27).

    1. Закрепление полученных знаний

Цель – закрепить полученные знания и умения, учить применять знания в сходной ситуации.
Метод – просмотр видеороликов на данную тему.

  1. Заключительный этап

Цель – сделать вывод и подвести итог, как работали дети, выяснить, что нового дети узнали на уроке.
-выводы;
-вопросы на понимание изученного материала.

Привести организм ребенка в относительно спокойное состояние, создать установку на отдых, организованно окончить урок.

Чтобы ребенок учился. Проблема познавательного интереса
Презентация «Компьютер как система» 4 класс

Reactions

0
0
0
0
0
0
Already reacted for this post.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *