Учитель начальных классов
МКОУ «Кромская начальная школа»
Фатежского р-на Курской обл.
Содержание
Материал для работы с синонимами
1. Стихотворение к иллюстрации:
Я без дела не сижу,
Я цветочки все полью.
Расцветут они красиво
Всем на радость и на диво.
Задания
а) уяснение значения слова цветок (часть растения на котором образуется плод).
б) знакомство со значением слова букет, научить правильно
употреблять это слово в речи (цветы сложенные вместе).
в) подбор близких по значению слов к словам из стихотворения:
дело (труд, занятие, работа), красиво (прекрасно, прелестно),
диво (изумление), радость (веселье).
г) самостоятельное рисование любого цветка.
д) узнавание цветка по описанию
У полевой дорожки, у самого села,
Стоит на хрупкой ножке она, как снег, бела (ромашка).
е) нахождение в стихах слов близких по значению
Затерянный и одинокий,
Вблизи тропинки полевой,
Скрывался он во ржи высокой-
Осколок неба голубой (василёк).
2. Предложение состоит из слов
Цель: уточнение смысла слова, раскрытие всех оттенков его значений. Сравнение наблюдений учащихся и наблюдений автора, как идёт дождь (даны стихотворения)
Не играй, ты, дождик, в прятки,
Прискачи к нам на лошадке.
Шустрый дождь на длинной ножке
Пробежался по дорожке.
По крутой жестяной крыше
Звонкой дробью простучав,
Он проходит еле слышно
По шуршащей щётке трав.
Предложение состоит из слов.
Задание: назови одним словом лопата, ведёрко, совок (игрушки)
Подбери близкое по значению слово к слову ребята (дети)
3. Стихотворение к иллюстрации
В глуши зелёной и лесной,
Всегда тенистой и сырой,
Бьёт из камней родник студёный
В крутом овраге под горой
Задание: к выделенным словам подобрать близкие по значению слова (родник – ключ, источник; студёный – холодный).
Чем отличается родник от ручья?
Для ответа используются строки из стихотворения:
Бежит ручей, спешит, звенит,
Волной своей играет.
А снизу бурные ключи
В бока его толкают.
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам!
Задание: найди слова противоположные по смыслу
Найти те названия животных, к которым можно подобрать близкие по значению слова
лиса, волк, медведь, бегемот.
(рыжая, серый, сохатый, косолапый, топтыгин, гиппопотам).
4. Из ряда синонимов выберите слово, которое наиболее точно выражает смысл пословицы. Поставь глагол в нужной форме.
Герой воюет, а трус…..
(грусть, горевать, печалиться)
У себя в глазу бревна не видишь, а у другого соринку……..
(замечать, подмечать, улавливать).
-объяснить правописание окончаний глаголов.
5. Заменить высказывание глаголом в неопределённой форме
- очень сильно хотеть чего-то (желать)
- искриться, блестеть на солнце (сверкать)
- хворать, быть нездоровым (болеть)
- украсить, придать красивый вид (нарядить).
6. Допиши имя прилагательное
Подул ветер…(холодный, студёный)
Полетели листья …(жёлтые, золотые)
7. Подбери слова близкие по значению
Кудрявый (курчавый) мальчик, липкие (клейкие) листочки, просторный (свободный) класс.
8. Составь словосочетания:
Весёлый (смех, танец), радостное (событие, настроение), печальная (мелодия, история).
9. Соотнеси синонимы из левого столбика с синонимами из правого
Неразговорчивый бесплодный
Непрестанный безуспешный
Невнимательный беспрерывный
Ненормальный буйный
Неистовый ошибочный
Неплодородный рассеянный
Неудачный молчаливый
Несложный простой
Несерьёзный легкомысленный
Неправильный безумный
10. Подобрать синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены.
Главный — С (основной)
Гостеприимный — А (радушный)
Мощный — И (сильный)
Заискивающий — Ь (льстивый)
Иностранный — Н (иноземный)
Жадный — Л (алчный)
Смышлёный — О (толковый)
Притворный — Ж (лживый)
Занимательный — Н (интересный)
Густой — А (частый)
Прекрасный — У (чудесный)
Смелый – Т (отважный)
Кроткий — М (смирный)
Большой — Г (огромный)
Скорый — Ы (быстрый)
Отчётливый — П (определённый)
11. Подобрать синонимы с удвоенными согласными.
Больничный лист –… (бюллетень)
Специальность – …(профессия)
Обучение животных – …(дрессировка)
Скорый поезд — …(экспресс)
Асфальтированная дорога — …(шоссе)
Популярная игра на льду — …(хоккей)
Помещение в школе — …(класс)
Вид плаванья — …(брасс)
Дачная постройка — …(терраса)
12. Найти синонимы в стихотворении.
«Бураны, вьюги и метели-
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!»-
Так проворчал медведь угрюмый,
И речку лёд сковал без шума…
В. Берестов
Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться?
Ведь до поздней осени он стоит зелёный.
Значит дуб выносливый, значит закалённый!
Зябнет осинка, дрожит на ветру
Стынет на солнышке, зябнет в жару.
И. Токмакова.
13. Читаются четверостишия, при этом заменяя последнее слово в каждом из них синонимом.
1. Я трудился не напрасно
И запомнил навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от…работы (труда)
2. Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникли ели
Зелень мрачную…берегут (хранят).
3. Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке…сверкает (блестит).
4. Кроет уж лист золотой
Влажную зелень в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса…красоту (красу).
14. Найти в пословицах синонимы.
1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.
2. Приятелей много, а друга нет.
3. Переливает из пустого в порожнее.
4. Попал из огня да в полымя.
15. Из данных отрывков стихотворений найти по два синонима к словам: полыхать, мчаться.
Солнце старалось пожарче гореть,
Чтобы озябшую землю согреть.
Солнце старалось поярче пылать,
Света побольше на землю послать.
Улетела злая вьюга.
Принесли тепло грачи.
Побежали друг за другом
Беспокойные ручьи.
По лугам несутся смело,
По тропинкам, на поля,
Зацвела, похорошела,
Отдохнувшая земля.
Ответ: полыхать – гореть, пылать; мчаться – бежать, нестись.
{module Яндекс}
Материал для работы с антонимами
1. Вставь подходящие по смыслу слова с противоположнымзначением.
Забежать в лес – выбежать из леса.
Приехать домой – уехать из дому.
Слезать с крыши – влезать на крышу.
2. Подчеркни корень в однокоренных словах. Какими членами предложения являются данные слова?
грязь чистота
грязный чистый
грязнуля чистюля
грязнить чистить
3. Составь словосочетания, подбери к словам, обозначающимпризнаки предметов, антонимы.
Старый (кузнец, дом)
Мелкий (дождь, пруд).
Чёрствый (хлеб, человек).
4. Сравни по вкусу лимон и мёд; по прочности верёвку и нитку; по ширине ручей и течку; по высоте дерево и куст.
Составь предложения антонимы подчеркни.
Образец: Дерево высокое, а куст низкий.
5. Допиши предложения словами с противоположным значением.
Грач чёрный, а лебедь -…..
Малина сладкая, а редька -…..
6. К данным словам припиши слова, противоположные по смыслу. Укажи какими частями речи они являются.
Друг -….. молодость -…..
Дружеский -….. молодой -…..
Дружить -….. молодеть -…..
7. Спиши словосочетания со словами противоположными по смыслу. Какая часть в словах меняется?
Близкий друг дальний родственник
Близкая подруга дальняя деревня
Лёгкий труд трудный день
Лёгкая повозка трудная работа
Лёгкое пальто трудное задание
8. Закончи предложение.
Погода испортилась: ясные, жаркие дни сменились …(пасмурными, холодными днями).
9. Что общего и различного в данных словах?
Грубый, грубость, грубить, грубиян.
К выделенным словам подбери слово с противоположным значением (вежливый).
10. Выдели часть слова, которое вносит противоположное значение.
Прибыль – убыток
Грамотный – безграмотный
Друг – недруг
Большой – небольшой
Прибывать – отбывать
11. Подбери к словам антонимы. Первые буквы попущенных слов, если их прочитать по вертикали, составят ещё два хороших слова.
Грязный — …
Искусственный — …
Трусливый — …
Мягкий -…
Грубый — …
Замкнутый — …
Слабый — …
Светлый — …
+ ь
(ответ: чистый, естественный, смелый, твёрдый, нежный, открытый, сильный, тёмный – честность).
Широкий — …
Твёрдый — …
Старый — …
Скучный — …
Бесполезный — …
Неряшливый — …
(ответ: узкий, мягкий, новый, интересный, ценный, аккуратный – умница).
12. Спишите, подчёркивая антонимы.
Трус умирает сто раз, смелый живёт вечно.
Хороша вещь, когда новая, а друг – когда старый.
В умной беседе ума наберёшься, а в глупой – ум растеряешь.
Ученье свет, а неученье – тьма.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Лучше воду пить в радости, чем мёд в кручине.
13. Отгадай загадки и найди в них слова с противоположным значением.
Далёкий мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(дятел)
Как столкнулся – стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тонкого побьёт –
Тонкий что-нибудь прибьёт.
(молоток и гвоздь)
13. Прочитайте рассказ и попытайтесь его закончить. Чтобы закончить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположными по значению.
Долго я был плохим учеником. Тетради были у меня грязными, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё это. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь…….
14. А может ли какой – нибудь предмет в одно и тоже время быть глубоким и мелким, высоким и низким, далёким и близким? Прежде чем ответить на этот вопрос, помогите разрешить спор между отцом и сыном.
Вьётся синяя река,
Убегает к морю.
Говорит отец:
-Мелка!
-Глубока!- я спорю.
Так мелка иль глубока?
Как же быть нам с нею?
До колен отцу река,
Ну а мне по шею.
П.Ребров
Кто же прав? Оказывается, оба правы, каждый по – своему. Прочитайте ещё одно стихотворение и найдите в нём слова с противоположным значением.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только Конь сказал, что низко,
А Мышонок высоко.
Воробей сказал, что близко,
А Улитка – далеко.
А Телёнок озабочен,
Тем, что яблоко мало.
А Цыплёнок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А Котёнку всё равно
Кислое, зачем оно?
-Что вы?
Шепчет Червячок,-
Сладкий у него бочок.
Г.Сапгир
Как говорили о яблоке животные? Почему каждый из них сказал о яблоке по-своему. А можно к слову яблоко подобрать антоним?
14. Найти пропущенные слова- антонимы.
Ручейку говорила река:
-Ты узок, а я (широка),
-Ты мелок, а я (глубока)
Об одном позабыла река,
Что она началась с ручейка.
15. Пословицы
1. …..пенёк опрокидывает ….. воз.
2. Даже самое ….. дерево выросло из ….. семени.
3. ….. дело лучше ….. безделья.
Материал для работы с фразеологизмами
1. Фразеологический зверинец.
а) вместо точек вставьте названия животных.
Голоден, как …, изворотлив, как…, упрям, как…, хитёр, как…, надут, как …, мокрый, как …, трусливый, как …, нем, как…, болтлив, как …, здоров, как …, грязный, как…, колючий, как….
б) Назовите 1-2 фразеологизма, связанных с конём, лошадью, медведем, белкой, вороной, гусем, свиньёй.
(ответ: не в коня корм; работать, как лошадь; медвежья услуга; вертеться, как белка в колесе; ворон считать; гусь свинье не товарищ; денег куры не клюют.)
2. Сказочные фразеологизмы.
Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.
Поди туда – не знаю куда,…; (принеси то, не знаю что)
Скоро сказка сказывается, … ; (да не скоро дело делается)
Это всё присказка, … ; (сказка будет впереди)
3. Определить, где выражение «ни пуха, ни пера!» употреблено в переносном смысле, объясните его происхождение и смысл.
Рано утром мама – квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: «Не дерись,
Не дразнись, не петушись.
Поспеши, уже пора!
Ну, ни пуха, ни пера!»
Через час, едва живой,
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.
4. Соревнование «Кто больше?»
Нужно вспомнить как можно больше устойчивых фразеологических оборотов со словами: голова, нос, глаза, ухо, зуб, язык, рука, нога.
ГОЛОВА — человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, отвечать головой, как снег на голову, голова идёт кругом, с больной головы на здоровую, сломя голову.
НОС — задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру, остаться с носом, встретиться нос к носу.
ГЛАЗ — мозолить глаза, хлопать глазами, говорить в глаза, хоть глаз выколи, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз, как бельмо на глазу.
УХО – держать ухо востро, пропускать мимо ушей, покраснеть до ушей, медведь на ухо наступил, развесить уши, навострить уши, слышать краем уха, прожужжать все уши, ушки на макушке, уши вянут.
ЗУБ – зуб на зуб не попадает, око за око, зуб за зуб, говорить сквозь зубы, в зубах навязло, положить зубы на полку, ни в зуб ногой, скалить зубы, зубы заговаривать.
ЯЗЫК – язык без костей, острый язык, тянуть за язык, злые языки, язык проглотить, найти общий язык, язык не поворачивается, держать язык за зубами, язык до Киева доведёт, не сходить с языка.
РУКА – валится из рук, дать руку на отсечение, из рук вон плохо, как без рук, лёгкая рука, мастер на все руки, умывать руки, прибрать к рукам, взять себя в руки, сидеть сложа руки.
НОГИ – со всех ног, встать на ноги, встать с левой ноги, падать с ног, потерять почву под ногами, сбиться с ног, идти в ногу, путаться под ногами, ног под собой не чуя, одна нога здесь, другая там.
5. «Дурную траву с поля вон!»
Вспомните, как называется в народе такой человек:
Подал ручку да подставил ножку (двуличный)
Моё горе-стрела во мне, чужое горе – стрела во пне (эгоист)
Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с покором, голова с поклоном (подхалим). Ел, да устал, спал, да умаялся (лентяй). Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится (самоуверенный) Язык без костей, что хочет, то и лопочет (болтун).
6. Доскажи словечко
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой …(не разольёшь).
Мы исходили городок
Буквально вдоль и …(поперёк)
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …(медвежью услугу)
Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, (кто по дрова)
Ребята слушать их не станут:
От этой песни…(уши вянут)
7. Укажите сначала фразеологические обороты со словами антонимами, затем с синонимами.
Нет худа без добра, ум за разум заходит, из огня да в полымя, всеми правдами и неправдами, вопрос жизни и смерти, и стар и млад, ни сыт ни голоден, переливать из пустого в порожнее, чёрным по белому, с больной головы на здоровую, ни конца ни краю, от мала до велика.
8. Загадки – шутки. «Что это?»
а) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело; (НОС)
б) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые. (УШИ)
в) он в голове у несерьёзного, легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто – нибудь бесследно исчезает;
на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (ВЕТЕР)
9. Подобрать 5 устойчивых словосочетаний с повторяющимися словами «ни – ни»
Ответ: (ни два, ни полтора), (ни кола, ни двора), (ни свет, ни заря), (ни много, ни мало), (ни дать, ни взять).
10. Определить из каких басен эти крылатые выражения.
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. От радости в зобу дыханье спёрло. А ларчик просто открывался. За дерзость такову я голову с тебя сорву. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. Попрыгунья стрекоза лето красное пропела.
11. Пословицы «шутят»
Пословица тебя мы знаем,
Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чьё-то место заняла?
Два сапога – тара,
Ус хорошо, а два лучше.
Голод – не щётка.
Один в золе не воин.
Жди у горя погоды.
Толочь в ступе соду.
Все эти лексические задания, игры, упражнения помогают учителю в работе, т. к. способствуют успешному усвоению языковых форм, развитию «дара слова», обогащению словарного запаса детей, усвоению и закреплению трудных для учащихся начальной школы тем русского языка.
В целом же следует отметить, что изучение лексики в начальной школе открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности учащихся: лексика интересна для младших школьников, посильна для самостоятельных исследований; лексическая работа способствует развитию творческих способностей учащихся, а, главное, расширяет словарный запас ребёнка, способствует развитию его речи.
{module Google_kvadrat}