учитель начальных классов
МБОУ-СОШ №23
г.Армавир
Цель:
- учить детей воспринимать различные транспортные и нетранспортные средства на дороге как помехи, предметы, «скрывающие опасность»;
- ввести в речевой обиход учащихся понятие «закрытый обзор»;
- обучать умению прогнозировать ситуацию на дорогах при наличии неподвижных транспортных и нетранспортных средств;
- продолжать работу по формированию привычки ориентироваться в звуках улицы;
- формировать специальные транспортные привычки и умения переключаться с бытовых привычек на транспортные.
Оборудование
Контуры транспортных и нетранспортных средств из картона, таблица на доске «Закрытый обзор», набор картинок с дорожными ситуациями, учебник-тетрадь «Уроки здоровья», карандаши, ножницы, клей.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания:
У. Сейчас мы проверим, как вы разместили в тетради дорожные знаки и почему. К доске вызываются по одному представителю от каждого ряда, остальные учащиеся слушают ответы ребят и оценивают правильность и полноту их (страницы 73-75 тетради-учебника).
3. Актуализация знаний учащихся и сообщение темы урока
У. Вспомните, что мы делали на прошлом уроке.
Д. Ходили на экскурсию по улицам города.
У. Где мы бывали?
Д. На улице Кропоткина, Чехова, Сов. Армии, Лавриненко.
У. Где возле школы находится нерегулируемый перекресток?
Д. На улице Лавриненко и Кропоткина.
У. Почему он называется нерегулируемый?
Д. На этом перекрестке нет ни светофора, ни регулировщика.
У. Где находится регулируемый перекресток?
Д. На пересечении Сов. Армии и Лавриненко.
У. Почему он регулируемый?
Д. На перекрестке установлен светофор.
У. Что необычного вам запомнилось во время этой экскурсии?
Д. Мы закрывали глаза возле перекрестков и слушали улицу.
У. Что вы при этом слышали?
Д. Слышали, как тормозят машины -шум и визг тормозов, как работает двигатель у стоящей у перекрестка машины, как меняется шум от машины, когда она поворачивает или трогается с места…
У. Для чего мы учились слушать улицу?
Д. Чтобы уметь не только видеть ситуацию на дороге, но и слышать ее. Чтобы наши уши помогали глазам на дороге.
У. Сегодня на уроке мы с вами познакомились с понятием «закрытый обзор».
4. Работа над темой урока
На доске заготовлена таблица «Закрытый обзор», элементы которой к началу работы закрыты. Таблица открывается постепенно, по мере называния ее элементов детьми.
У. На экскурсии обзору дороги мешал угол дома. Вспомните, какие еще помехи встречались вам, когда вы гуляли с родителями или шли в школу.
Д. Кусты, деревья, телефонная будка, правильно остановки, забор…
У. Что же такое «закрытый обзор»?
Д. Когда что-то мешает видеть ситуацию на дороге.
У. Правильно, «закрытый обзор» — это такая ситуация на дороге, когда опасность скрыта от пешехода кустами, деревьями, стоящими и движущимися машинами, другими пешеходами…
Далее дети выполняют самостоятельную работу по учебнику – тетради (страница 76).
Прочитайте слова в столбиках, можно читать «цепочкой». Что они обозначают? Как обозначить это общим понятием?
Д. Это мешающие обзору предметы.
У. Соедините линией слово с тем предметом, который оно обозначает, и дальше с кружком в центре рисунка.
Дети выполняют задание учителя. Затем делают проверку. Какие трудности встретились вам при выполнении работы?
Д. В столбиках написано слово «грузовик», а нарисован микроавтобус. (куча песка есть, а рисунка сугроба нет).
У. На что похож сугроб?
Д. На кучу песка, только он белый.
У. Значит, в данном случае мы и сугроб, и кучу песка обозначим одним словом.
После проверки дети разыгрывают ситуацию на демонстрационном ковре – макете. Сегодня на уроке мы будем разбирать наиболее важные для нас ситуации «закрытого обзора» — неподвижные транспортные и неподвижные нетранспортные средства. Какое слово здесь особо важно?
Д. Неподвижные. Значит, все они будут стоять – даже машины.
У. Какие транспортные средства вы знаете?
Д. Автобус, троллейбус, трамвай, грузовик, легковой автомобиль, микроавтобус.
У. Какие нетранспортные средства вы знаете?
Д. Сугроб, кусты, телефонная будка, деревья, дома, заборы…
По мере протекания беседы на доске заполняется новая таблица.
Транспортные |
Нетранспортные |
У. Теперь из набора картинок выберете те ситуации, которые подходят к нашей сегодняшней теме.
Дети отбирают 3-4 ситуации и разыгрывают их. Представьте, что вы обладаете волшебным свойством видеть все сквозь предметы. Что бы тогда произошло?
Д. Мы видели бы все, что происходит за помехами. Нам легко было бы переходить через дорогу, там как мы все бы видели…
У. А на самом деле человек обладает таким свойством?
Д. Нет.
У. Значит, нам нужно научиться предвидеть ситуацию. Этим мы сейчас и займемся.
Класс делится на 3-4 группы, каждой группе предлагается одна из выбранных ситуаций для разыгрывания. Учащиеся выбирают необходимые для разыгрывания ситуации контуры символов средств. Рассмотрим подробно одну ситуацию:
Мальчик выбежал из дома, на обочине дороги стоял грузовик, в кабине которого не было водителя. Мальчик побежал через дорогу перед грузовиком, так как других автомобилей не было видно. Его сбила легковая машина. Почему мальчик не заметил легковой автомобиль?
Д. Потому что его закрывал грузовик.
У. Как можно узнать о приближении легкового автомобиля?
Д. По шуму двигателя. По поведению пешеходов на противоположной стороне: если они не переходят улицу, а ждут, значит, ситуация не благоприятна для пешехода. Взглянув осторожно из-за стоящего грузовика. Отойдя подальше от грузовика, чтобы он не закрывал обзор.
У. Мы рассмотрели несколько ситуаций и теперь нужно сделать вывод: какие действия необходимо производить на дороге, чтобы обезопасить себя?
Д. Осмотреться вокруг и определить, нет ли ситуации «закрытого обзора». Если есть мешающие обзору предметы, никогда не выходить на дорогу, не выглянув осторожно из-за них.
Уметь слышать опасность (повторить, что мы можем слышать). Обращать внимание на пешеходов на противоположной стороне: их поведение может нам подсказать, что на дороге все благополучно. Класс делится на 4-5 человек и выполняет самостоятельную работу со страницы 77 учебника –тетради. Каждая группа работает с одной аппликацией. После выполнения задания делается проверка: каждая группа выходит со своей аппликацией к доске и показывает готовую работу. Ошибки разбираются тут же.
5. Итог урока
Учитель проводит фронтальный опрос, затем задает вопрос для любознательных.
У. У водителя машины могут быть ситуации «закрытого обзора»? В каких случаях?
Д. Стоящее неподвижно средство закрывает обзор и пешеходу, и водителю.
6. Домашнее задание
У. Вместе с родителями нарисуйте свой путь от школы до дома и отметьте на нем ловушки «закрытого обзора».
{module Яндекс}