учитель начальных классов
школа №4
г.Нелидово Тверская обл.
Цели: вспомнить смысл действия умножения, повторить названия компонентов и результата умножения, взаимосвязь между ними; закреплять вычислительные навыки; умения решать задачи изученных видов; развивать мышление, речь.
Планируемые результаты: учащиеся научатся заменять сложение умножением; решать задачи на умножение и обратные им задачи, анализировать и делать выводы; работать самостоятельно; в парах, оценивать свою работу и её результат.
I. Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок.
Он позвал нас на урок.
Будьте все внимательны,
а ещё старательны!
II. Актуализация знаний.
1.Индивидуальная работа.
(Дети решают уравнения у доски, потом объясняют своё решение)
36 + а = 813 хс =12 в + 28 = 72 5 хк = 1518 : п = 6
(Часть детей работаетпо карточкам, работу проверяет сосед по парте)
— Назовите верные равенства.
8 + 8+ 8 =8 х 23 + 3 +3 +3 =3 х 4 11 + 11 + 12 = 11 х 3
— Назовите цифры, которыми надо заполнить пропуски, чтобы получились верные равенства.
2 * + 7 = *55 * + 5 = *43* — 8 = *2 6* — 3 = *8
2. Устный счёт.
— Что больше 13 х 6 или 13 х 5; 41 х 2 или 40 х 2?
-На сколько надо увеличить 7, чтобы получилось 21?
-Один множитель 3, другой 8. Найдите произведение.
-На какое число умножили 2, если получили 14?
-На какое число разделили 18, если получили 3?
-Насколько уменьшили 15,если получили 8?
— У мальчика в левом кармане куртки 2 монеты по 5 рублей, а в правом 5 монет по 1 рублю. В каком кармане денег больше и на сколько больше?
— Наф – Наф, Ниф – Ниф и Нуф – Нуф вместе собрали 35 желудей. Ниф – Ниф и Нуф – Нуфсобрали по 10 желудей. Сколько желудей собрал Наф – Наф?
3. Проверка индивидуальной работы у доски и на карточках.
— Оценим свою работу и работу товарищей. Назовём ещё раз компоненты действия сложения и умножения.
III. Самоопределение к деятельности.
— Посмотрите на доску и скажите, какая сумма лишняя и почему?
32 + 45 + 32 42 + 17 + 18 + 1542 +24 + 42 4 + 4 + 4 + 4 + 4
(В последней строчке складываются одинаковые слагаемые)
— Каким действием можно заменить сложение одинаковых чисел? (Умножением)
— Замените (4 х 5)
— Что показывает первое число? (Какое число является слагаемым)
— Что показывает второе число? (Сколько раз повторяется слагаемое)
— О чём мы будем говорить на уроке сегодня? (О действии умножении и его взаимосвязи с действием сложения)
— Сформулируйте тему и задачи урока. (Сегодня на уроке мы будем говорить о связи действия умножения и сложения)
* Гимнастика для глаз. (Нашли в классе карточки с примерами, где можно заменить сложение умножением)
IV. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику.
— Аккуратно по закладке откройте учебник и прочитайте заданиена стр. 18.
— Что обозначает каждое письмо в записи 6 х 3?(6 – какое число повторяется, 3 – сколько раз оно повторяется.)
— Замените произведение суммой и вычислите. (:6 + 6 + 6 = 18)
— Сделайте вывод: что такое умножение? (Сложение одинаковых чисел.)
а) №1 (с.18) (Устное выполнение)
— Почемуво всех примерах сложение можно заменить умножением? ( Всеслагаемые одинаковые)
— Что показываеткаждое число в записи умножения? (Первое число – какое число повторяется, второе число – сколько раз оно повторяется)
б) Посмотрите на№ 2. Сформулируйте задание. Что нужно сделать? (Сравнить выражения)
— чем интересны эти записи? (Слева записаны суммы, справа -произведения)
— Что же нужно сделать, чтобы сравнить выражения? (Заменить умножение сложением или наоборот.)
(Учащиеся по цепочке называют знаки и доказывают свой выбор.)
в) №3 выполняют самостоятельно, потом комментируют свою работу.)
* Оценим свою работу на этом этапе урока.
V. Физминутка.
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
VI. Закрепление изученного материала.
1.Просмотр материала к уроку на интерактивной доске.
2. Выполнение задания в рабочей тетради с. 8№ 2, самостоятельно.
3. Работа по учебнику. Рассматривание рисунка.
-Что изображено на рисунке?Расскажите, о чём должны помнить, когда в природе видим похожую картину? (Не трогать птиц руками)
Итак, продолжаем.
— Вспомните, какие задачи называются обратными? (Когда известное становится неизвестным, а то, что нужно было найти, становится известным)
— Составьте задачу, которая решается умножением. (В 4 гнездах по 2 птенчика. Сколько птенцов всего?).
Сделайте схематический рисунок и решите задачу.
●●●●●● ●●
Решение: 2 х 4 = 8 (п.)
Ответ: Всего 8 птенцов.
-Составьте задачу, в которой нужно узнать, сколько было гнёзд. (Вывелись 8 птенцов, по 2 птенца в каждом гнезде. В скольких гнёздах вывелись птенцы?)
— Каким действием решается задача? (Делением)
— Сделайте к этой задаче схематический рисунок и решите её.
●●/●●/●●/●●/
Решение: 8 : 2 = 4 (г.)
Ответ: птенцы вывелись в 4 гнездах.
— Составьте задачу, в которой нужно узнать, сколько птенцов было в каждом гнезде?
(В 4 гнездах вывелись 8 птенцов, причём в каждом гнезде было птенцов поровну. Сколько птенцов было в каждом гнезде?)
— Каким действием решается эта задача? (делением)
-Сделайте к этой задаче схематический рисунок и решите её.
●●●●/●●●●
Решение: 8 : 4 = 2 (п.)
Ответ: :в каждом гнезде было 2 птенца.
* Физминутка для глаз.
№ 6 учащиеся выполняют самостоятельно по вариантам.( Два ученика на обратной доске.
После выполнения работы — проверка. Оценивание своей работы и работы соседа.)
VII. Рефлексия.
— Посмотрите, пожалуйста, на интерактивную доску и самостоятельно выполните предложенное задание.
— Оцените свою работу и работу соседа.
VIII. Подведение итога урока.
— Чему учились на уроке?
— Что такое умножение?
— Что показывает первое число в записи умножения? Что показывает второе число?
— Чем был полезен для вас сегодняшний урок?
— Как знания этого урока пригодятся в дальнейшем?
-Как оцениваете свою работу в целом? А работу своего соседа?
Домашнее задание.С.18, № 6.
Спасибо за урок.
{module Google_kvadrat}