Макухина Оксана Леонидовна учитель географии МБОУ-СОШ №23 г.Армавир
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта, в которой складывается и самосовершенствуется самоуправление поведением. Дидактические игры рассматриваются как разновидность имитаций. Основная идея имитации как средства обучения заключается в том, чтобы побуждать учащихся ставить себя на место других, пытаться увидеть какую- либо ситуацию так, как ее увидел бы кто-то со стороны, попробовать решить ее путем реалистического участия в ней.
Дидактическая игра есть: А) особое отношение к окружающему миру (имеется в виду, что мысленно для каждого участника, кроме реального мира существует мир его воображения, возможно совпадающий с миром его грез, что создает его непреодолимую притягательность для индивидуума и игровую ценность); Б) субъективная деятельность участников (что обеспечивает режим наибольшего благоприятствования для проявления индивидуальных качеств каждого участника игры, дает возможность зафиксировать свое «я» не только в игровой деятельности, но и во всей системе межличностных отношений: личность- личность, личность- группа, личность- учитель); В) социально заданный вид деятельности (сами условия исключают пассивную позицию, вне зависимости от внутреннего склада и настроения участник обязан играть, он не может отсидеться, а, значит, обязан играть на выигрыш); Г) особое содержание усвоения (определяется его ненавязчивой формой, когда и теоретические, и методические, и практические знания и навыки воспринимаются участником игры в форме естественного, а не принужденного запоминания объемов информации); Д) социально- педагогическая «форма организации жизни» (предполагается, что в процессе игры отрабатываются и определенные формы социального поведения, которые в дальнейшей реальной жизни с большим или меньшим подобием воспроизводятся участниками).
В структуру дидактической игры входят: 1 роли, взятые на себя играющими; 2 игровое употребление предметов, замещение реальных предметов игровыми; 3 реальные отношения; 4 содержание игры. Выделяется несколько типов игр, используемых в учебном процессе: игры естественные и игры искусственные (имитационные - ролевые, деловые и игровое проектирование, и не имитационные - ребусы, кроссворды).
Виды разыгрывания ролей:
- Представление в лицах (инсценировка);
- Выход за пределы реально происходящей истории (например, разработка ситуации, связанная с тем, что было бы с краснодарским краем, если бы построили аэс);
- Действие за другого: попытка понять действия другого человека ( например, директора завода) через принятие в игре его установок, привычных способов действий и мышления и помещения себя в обстоятельства его действий;
- Перенос в современную ситуацию ( например, заседание комиссии, которая должна в современных условиях решать вопрос о строительстве целлюлозно- бумажного комбината на берегу оз. Байкал);
- Имитационная игра по определенному сценарию, который может быть связан с решением вопроса (например, об использовании территории как массового туризма);
- Тренировка в использовании роли (например, отработка действий инспектора при задержании браконьера).
Дидактические игры решают следующие задачи:
- Стремительные изменения, которые происходят в общественно- политической и социально- экономической обстановке в стране, требуют адекватной реакции учебного процесса на усвоение основных понятий и закономерностей развития особенностей к установлению взаимосвязей между социально- экономических систем;
- Формирование современного мышления возможно при использовании в познавательной деятельности учащихся методов социально- экономической географии как науки;
- Дидактические игры сочетают в себе элементы экономического и социального мониторинга, эколого-экономической экспертизы, технологического прогноза развития в конкретных моделированных ситуациях по отношению к определенному географическому пространству и времени;
- Моделируемые в играх поведенческие ситуации и ролевые позиции способствуют становлению профессиональной и общественной ориентации учащихся, так как предполагают формирование навыков принятия индивидуальных и коллективных решений на основе научного и социального анализа, делают обучение участников игры мотивируемым, развивающим, личностно и социально значимым.
Имитационная игра «Маркетинг» (моделирование урока в 10 классе). Данный урок проводится после общего обзора мира, перед изучением региональной части. Цели: активизировать познавательную деятельность учащихся вызвать интерес к региональному изучению стран. Класс разбивается на группы по 5-6 человек.
Ход урока
На доске написана тема урока «Маркетинг».
Девиз «Производить то, что покупается, а не покупать то, что производится».
- Вступительное слово учителя (цели урока, знакомство с ходом игры).
- Создание гипотетического образа территории. На группу выдается карточка- задание.
- Исходя из природных ресурсов на вашей территории, определить отрасли промышленности, которые целесообразно развивать на вашей территории. - Указать какое сырье будете брать для производства продукции по каждой отрасли промышленности (свое или импортное). - Какую готовую продукцию будете получать? Что будете экспортировать? - Исходя из природных условий, определить отрасли специализации сельского хозяйства. Что будете выращивать? Какая отрасль будет преобладать и почему? Какую продукцию будете экспортировать? - Предположить и показать по карте в каком месте земного шара может находиться ваша территория. - Дать обзор территории по плану: А) Название страны (можно придумать свое) Б) Географическое положение В) Развитие промышленности и сельского хозяйства Г) Сообщение по экспорту и импорту Д) Реклама страны
- Подведение итогов.
В ходе игры укрепляются такие понятия как специализация, рынок, экспорт и импорт, проявляется творчество, предприимчивость, развиваются умения мыслить экономически.
|