учитель географии
МБОУ-СОШ №23
г.Армавир
Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта, в которой складывается и самосовершенствуется самоуправление поведением.
Дидактические игры рассматриваются как разновидность имитаций. Основная идея имитации как средства обучения заключается в том, чтобы побуждать учащихся ставить себя на место других, пытаться увидеть какую- либо ситуацию так, как ее увидел бы кто-то со стороны, попробовать решить ее путем реалистического участия в ней.
Дидактическая игра есть:
А) особое отношение к окружающему миру (имеется в виду, что мысленно для каждого участника, кроме реального мира существует мир его воображения, возможно совпадающий с миром его грез, что создает его непреодолимую притягательность для индивидуума и игровую ценность);
Б) субъективная деятельность участников (что обеспечивает режим наибольшего благоприятствования для проявления индивидуальных качеств каждого участника игры, дает возможность зафиксировать свое «я» не только в игровой деятельности, но и во всей системе межличностных отношений: личность- личность, личность- группа, личность- учитель);
В) социально заданный вид деятельности (сами условия исключают пассивную позицию, вне зависимости от внутреннего склада и настроения участник обязан играть, он не может отсидеться, а, значит, обязан играть на выигрыш);
Г) особое содержание усвоения (определяется его ненавязчивой формой, когда и теоретические, и методические, и практические знания и навыки воспринимаются участником игры в форме естественного, а не принужденного запоминания объемов информации);
Д) социально- педагогическая «форма организации жизни» (предполагается, что в процессе игры отрабатываются и определенные формы социального поведения, которые в дальнейшей реальной жизни с большим или меньшим подобием воспроизводятся участниками).
В структуру дидактической игры входят:
1 роли, взятые на себя играющими;
2 игровое употребление предметов, замещение реальных предметов игровыми;
3 реальные отношения;
4 содержание игры.
Выделяется несколько типов игр, используемых в учебном процессе: игры естественные и игры искусственные (имитационные — ролевые, деловые и игровое проектирование, и не имитационные — ребусы, кроссворды).
Виды разыгрывания ролей:
- Представление в лицах (инсценировка);
- Выход за пределы реально происходящей истории (например, разработка ситуации, связанная с тем, что было бы с краснодарским краем, если бы построили аэс);
- Действие за другого: попытка понять действия другого человека ( например, директора завода) через принятие в игре его установок, привычных способов действий и мышления и помещения себя в обстоятельства его действий;
- Перенос в современную ситуацию ( например, заседание комиссии, которая должна в современных условиях решать вопрос о строительстве целлюлозно- бумажного комбината на берегу оз. Байкал);
- Имитационная игра по определенному сценарию, который может быть связан с решением вопроса (например, об использовании территории как массового туризма);
- Тренировка в использовании роли (например, отработка действий инспектора при задержании браконьера).
Дидактические игры решают следующие задачи:
- Стремительные изменения, которые происходят в общественно- политической и социально- экономической обстановке в стране, требуют адекватной реакции учебного процесса на усвоение основных понятий и закономерностей развития особенностей к установлению взаимосвязей между социально- экономических систем;
- Формирование современного мышления возможно при использовании в познавательной деятельности учащихся методов социально- экономической географии как науки;
- Дидактические игры сочетают в себе элементы экономического и социального мониторинга, эколого-экономической экспертизы, технологического прогноза развития в конкретных моделированных ситуациях по отношению к определенному географическому пространству и времени;
- Моделируемые в играх поведенческие ситуации и ролевые позиции способствуют становлению профессиональной и общественной ориентации учащихся, так как предполагают формирование навыков принятия индивидуальных и коллективных решений на основе научного и социального анализа, делают обучение участников игры мотивируемым, развивающим, личностно и социально значимым.
Имитационная игра «Маркетинг» (моделирование урока в 10 классе).
Данный урок проводится после общего обзора мира, перед изучением региональной части.
Цели: активизировать познавательную деятельность учащихся вызвать интерес к региональному изучению стран.
Класс разбивается на группы по 5-6 человек.
Ход урока
На доске написана тема урока «Маркетинг».
Девиз «Производить то, что покупается, а не покупать то, что производится».
-
- Вступительное слово учителя (цели урока, знакомство с ходом игры).
- Создание гипотетического образа территории. На группу выдается карточка- задание.
— Исходя из природных ресурсов на вашей территории, определить отрасли промышленности, которые целесообразно развивать на вашей территории.
— Указать какое сырье будете брать для производства продукции по каждой отрасли промышленности (свое или импортное).
— Какую готовую продукцию будете получать? Что будете экспортировать?
— Исходя из природных условий, определить отрасли специализации сельского хозяйства. Что будете выращивать? Какая отрасль будет преобладать и почему? Какую продукцию будете экспортировать?
— Предположить и показать по карте в каком месте земного шара может находиться ваша территория.
— Дать обзор территории по плану:
А) Название страны (можно придумать свое)
Б) Географическое положение
В) Развитие промышленности и сельского хозяйства
Г) Сообщение по экспорту и импорту
Д) Реклама страны
- Подведение итогов.
В ходе игры укрепляются такие понятия как специализация, рынок, экспорт и импорт, проявляется творчество, предприимчивость, развиваются умения мыслить экономически.
{module Яндекс}