МБОУ «Комсомольская №2 СОШ»
Алтайский край, Павловский р-он,
пос.Урожайный
Данный урок представлен для обобщения и систематизации знаний по теме: «Организм человека». Дети очень любят, когда обучение идёт через игру, поэтому именно эту форму обобщения я и взяла на этот урок. Я очень часто применяю игру на своих уроках биологии. Через эмоции даже самый слабый ребёнок запоминает и уносит с собой полученную информацию на уроке. Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Данный урок подходит для детей 8 класса (общеобразовательная программа школ) при изучении анатомии.
Цель игры состоит в том, чтобы выяснить знания детей в области знаний анатомии и особенностей строения тела человека, определить их способности, привлечь внимание детей к новым интересным вопросам, а также помочь усвоить дополнительный материал.
Цели и задачи учебного занятия:
- обобщить и закрепить пройденный материал, восполнить пробелы в знаниях учащихся по пройденным темам;
- сформировать навыки индивидуальной и групповой форм деятельности, навыки сотрудничества с одноклассниками;
- развивать умения решать ребусы и головоломки, анализировать, сопоставлять и делать выводы;
- воспитывать познавательный интерес, потребность в знаниях, в самообразовании, стремлении к творчеству.
Тип урока: Обобщающего повторения с применением:
- тестового контроля;
- игровой технологии;
- групповой работы.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- игра — презентация к уроку
- раздаточный материал для команд.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя (значение материала изученной темы, сообщение цели и плана урока).
- Представление групп учащихся (название и девиз).
- Выполнение учащимися различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих умения, формирующих понятийные знания, на основе фактов и явлений.
- Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости).
- Формулирование выводов по изученному материалу.
- Оценка результатов и подведение итогов урока.
- Рефлексия.
Подготовительная работа:
- Класс заранее делится учителем на группы, приблизительно одинаковые по уровню знаний.
- Группам предлагается придумать название и девиз.
- Повторить материал по теме пройдены темам.
Ход урока:
1. Организационный момент
Акцентирование внимания учащихся на необычности данного урока.
2. Вступительное слово учителя
Мы закончили изучение строения организма человека и сегодня у нас с вами заключительный повторительно-обобщающий урок-игра по изученным темам и вы не обычные ученики, а «знатоки-теоретики». Вы разделены на группы, каждая группа специализируется на знании определенных органов и систем органов человека.
Группе необходимо представить свою команду и капитана.
1 группа — …
2 группа –…
3 группа — …
Оценивать вашу работу и вести строгий учет ваших баллов будет уважаемое жюри. (идёт представление жюри).
Конкурс №1. Загадки
Учащимся предлагается не просто отгадать загадки, а назвать класс (отряд) животного. За правильно отгаданное животное – 1 балл. За правильно названный класс (отряд) – 1балл
Предлагаю вам, ребятки, интересные загадки.
Кто ответ к загадке знает – быстро руку поднимает.
Кто с анатомией знаком, тому загадки нипочем.
Кто загадку отгадает, сразу баллы получает.
Как все баллы соберешь – приз с собою заберешь.
В миг связаться с кислородом
Может только он один.
Он «живет» в эритроцитах,
Как зовут? (Гемоглобин.)
Этот орган кровь толкает,
Орган главный, каждый знает,
А внутри есть клапан-»дверца»,
Что за орган? Это – … (сердце).
К вкусной пище он привык.
Орган вкуса – наш… (язык).
Пища в организме расщепляется,
В вещества простые превращается;
Пищи происходит усвоение,
И тому виной… (пищеварение).
Его из легких удаляем,
Выдыхаем каждый раз,
Организму он не нужен
Это – … (углекислый газ).
Все мы дышим легкими,
Но ей немножко тоже,
Наш теплорегулятор…
О чем здесь речь? О … (коже).
Пища попадает в рот.
Глотка, дальше… (пищевод).
И совсем наоборот
Поглощаем…(кислород).
Повторяем вновь и вновь:
Кислород разносит… (кровь).
Стоп, микробы! Хода нет!
У меня … (иммунитет.)
Пора и нам ребята
Над i расставить точки.
В системе выделения
Важнейший орган – … (почки).
Организму – он опора,
Но его страшнее нет,
Он в «ужастиках» встречается,
Называется … (скелет).
Если твердая походка,
И в тетради пишешь четко.
Это кто нам так помог?
За работой… (мозжечок).
Конкурс №2 «Четвертый лишний»
Хочу предложить вашему вниманию игровые задания. Суть их заключается в том, что среди четырех слов или словосочетаний «спрятано» одно лишнее по смыслу. Нужно его найти и объяснить, почему оно лишнее. Из первых букв «лишних» слов складывается новое, которое тоже нужно объяснить.
Содержание
Тема: «Ткани»
|
|
|
|
(Кровь)
Тема: «Системы органов»
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
(Таламус)
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
А теперь ребята встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Конкурс №3 Ребус
См.презентацию
Конкурс №4 «Один за всех – все за одного»
1. Объём этой жидкости в организме человека примерно 5 литров (кровь).
2. Ежесуточно у взрослого человека образуется около 20 литров этой жидкости (первичная моча).
3. Человек, дающий кровь для переливания или ткани и органы для пересадки другому лицу (донор).
4. Введение в организм сыворотки заражённых животных или переболевшего человека (иммунитет).
5. Сосуды, по которым кровь движется от сердца (артерии).
6. Кровь, богатая углекислым газом (венозная).
7. Путь крови от левого желудочка через артерии, капилляры и вены всех органов до правого предсердия (большой круг).
8. Как называется заболевание, возникающее при продолжительной нехватке витамина в организме человека? (авитаминоз).
9. Какой витамин вырабатывается в организме человека под воздействием солнечных лучей (витамин Д).
10. В древних восточных сказках заболевших принцесс часто рекомендовали лечить сырой печенью животных, а какой в этом смысл? (повышается гемоглобин).
11 .Как называется единица почки (нефрон).
12. Как называются роговые образования кожи? (ногти).
13 .Сколько камер в сердце человека (четыре).
14. Чем обеспечивается связь мышц и скелета? (сухожилия).
15. Орган, определяющий вкусовые качества пищи (язык).
16.Орган, в котором пища начинает перевариваться (желудок).
17. К какому царству живой природы относится человек (к царству «Животные»).
18. Назовите три самые маленькие косточки нашего организма (стремечко, наковальня, молоточек).
19. Какой свет воспринимают рецепторы глаза – палочки и колбочки? (дневной и сумеречный свет).
20. Что относится к центральной нервной системе? (головной и спинной мозг).
21. Что относится к периферической нервной системе? (нервы и нервные окончания).
22. Как называется орган равновесия? (вестибулярный аппарат).
23. Назовите самую подвижную кость лицевого отдела скелета головы (нижняя челюсть).
24. Как называется клетка являющаяся единицей строения нервной ткани? (нейрон).
Подведение итогов.
{module Google_kvadrat}
Список литературы:
- Балобанова В.В. Максимцева Т.А. «Предметные недели в школе – биология, экология, здоровый образ жизни». Волгоград 2001 г.
- Зверев И. Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека». М. Просвещение 1978 г.
- Крджиева Л «Домашние заготовки» Минск.1992 г.
- Петровский К. С. Белоусов Д. П., Беляева А.С. Смирнова Н.Н. «Витамины круглый год» М. Россельхозиздат 1985 г.
Конспект урока-игры и презентацию можно скачать