учитель начальных классов
МОУ «Урало-Ахтубинская СОШ»
Цели:
1) систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты; раскрыть некоторые экологические проблемы;
2) формирование представления о Земле как общечеловеческом доме;
3) показать важность и направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды;
4) способствовать воспитанию ответственного отношения к природе; формирование экологической культуры;
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, глобус, информационные листы, таблица «Признаки грозной беды», экологический календарь.
Ход урока
-
- Орг. момент.
- Вступительное слово учителя.
Звучит мелодия из песни «Звездная страна», на ее фоне — стихи учителя.
Ах, как часто, глядя в поднебесье,
Мы мечтаем покорить пространство.
И, как Маленькие принцы, в одночасье
На других планетах оказаться.
Удивляться их могуществу, величью,
Раскрывать секрет небесной выси.
И, конечно же, ловить себя на мысли:
Им с Землею нашей не сравниться.
-Для нас, землян, нет планеты прекрасней, чем наша родная Земля.
И, все-таки, приятно осознавать, что мы во Вселенной не одиноки. Кто же наши « соседи»? Давайте вместе с вами совершим небольшое космическое путешествие и, разгадав кроссворд, вспомним наших «соседей».
-
- Актуализация знаний.
- Наука о космических телах. (Астрономия)
- У этой планеты 17 спутников. (Сатурн)
- Самая большая планета. (Юпитер)
- Эта планета вращается вокруг Солнца, лежа на боку. (Уран)
- Светящиеся газовые шары, подобные Солнцу. (Звезды).
- Бирюзово–синий газовый шар. (Нептун)
- Самая близкая к солнцу планета. (Меркурий)
- Самая маленькая планета. (Плутон)
- Величина этой планеты равна Земле. (Венера)
- Ученые считали, что на этой планете есть жизнь. (Марс)
- Огромное раскаленное космическое тело. (Солнце)
- Спутник планеты Земля. (Луна)
- Актуализация знаний.
-Мы совершили небольшое космическое путешествие и удачно вернулись на нашу планету Земля.
-
- Мотивация.
(Учитель читает стихи, держа в руках глобус).
Самая прекрасная, родная,
Разноцветная, веселая, живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети.
Но порой, под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.
Где бы мы ни жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья,
Мы, Земля, с тобой одна семья.
-Ребята, нас услышала наша Земля, и она нам что-то хочет сказать.
Голос Земли:
Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда – то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать, любит своего ребенка.
Как же я была прекрасна в то время.
Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг оказался направлен не только на создание, но и на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами. Во что превратилась некогда прекрасная Земля? Неужели я создала и вскормила собственного губителя. У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.
— Ребята, что же случилось с нашей планетой? Почему она жалуется?
-
- Сообщение темы и целей урока.
— С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность.
Тема нашего урока звучит так: «Планета заболела. Прошлое и настоящее глазами эколога».
- Новый материал.
А что угрожает нашей планете Земля?
Выяснить это нам поможет рассказ ученого эколога.
Откройте учебник на стр. 48
— Как защитить океан от загрязнения?
— Как спасти тропические леса?
— Как избавиться от мусора?
О каких экологических проблемах нам рассказал эколог? Какие проблемы добавили бы вы?
1. Вырубка лесов. 4. Накопление мусора.
2. Гибель животных. 5. Загрязнение воздуха.
3. Загрязнение воды. 6. Отравление почвы.
( показ видеосюжета)
— К то виноват во всех причинах болезни планеты? ( Человек)
— Видно, люди забыли одну из мудростей, что мы навсегда в ответе за всех, кого приручили. За всех животных, растения, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем городе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить.
Все мы, живущие на Земле не можем себе выбрать другую планету, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший: «Все мы пассажиры большого корабля по имени «Земля», значит пересесть из него просто некуда»
— Что имел в виду автор этих строк? (ответы детей)
— Следовательно, болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека.
— И прежде, чем заботиться о здоровье планеты, мы сами должны быть здоровыми, крепкими.
Физминутка. (под музыку)
— Мы привели себя в порядок, а как же мы приводим в порядок свою планету?
Охрана природы.
— Наша планета огромна, но у каждого из нас есть свой участок — это наш двор, наша улица, наш е село. Научитесь заботиться о них, приводить их в порядок, и наступит праздник.
— А какие меры охраны природы вам известны в нашей стране?
( Заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга)
Показ видеосюжета.
-Мы видим, что в нашей стране принимаются меры по охране природы. Но достаточно ли этого, чтобы спасти природу всей планеты?
Международное сотрудничество
а) Люди создали границы, оградились друг от друга, но они забыли, что:
У всех людей одна планета
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.
И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас.
А мы бездумно сыплем яды
И дом свой травим, не скупясь.
(И. Ландо)
— В природе нет границ и только сообща люди могут спасти планету и себя. Государства заключают конвенции – соглашения. Одно из таких соглашений — Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами растений и животных.
Этот документ защищает от истребления многих животных Африки, Азии, Южной Америки: обезьян, черепах, крокодилов, носорогов и слонов, которых уничтожают ради шкур, рогов, бивней.
— Что такое конвенция?
— Между странами были подписаны следующие соглашения:
1. Соглашение о сохранении белых медведей.
2. Конвенция о загрязнении воздуха на большие расстояния.
3. Конвенция по защите Черного моря от загрязнения.
4. Конвенция об охране дикой флоры и фауны.
5. Международная конвенция об охране птиц.
6. Конвенция по борьбе с опустыниванием.
б) Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Международный союз охраны природы (МСОП). Именно эта организация издает « Международную Красную книгу». Создан Всемирный фонд дикой природы. На его эмблеме — бамбуковый медведь — панда.
Экологический календарь:
в) Создание своей организации.
Давайте будем
Беречь планету!
Во всей Вселенной
Красивей нет.
Во всей Вселенной
Совсем одна!
Что будет делать
Без нас она?
— Я предлагаю в вашем классе создать организацию по охране природы. Ведь судят о человеке не по словам, а по делам. Придумайте название.
Ученики читают стихотворения:
Здравствуй, планета!
Здравствуй, Земля!
Отныне мы дети твои и друзья.
Отныне мы вместе большая семья.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же мы все навек объединимся.
Давайте наши души сохраним!
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
Итог:
Наш урок подошёл к концу. Оценки за урок.
Запишите домашнее задание. (стр. 47 – 53)
Презентация в формате .ppt объемом 426 Кб
{module Google_kvadrat}