воспитатель детского дома
КГКОУ Детский дом № 20
Хабаровский край, Комсомольский район, с.п. «Село Хурба»
Цель:
— знакомство с «Конвенцией по правам ребенка».
— определение ее роли в правозащитной системе Российской Федерации.
Задачи
Образовательная: формирование представлений о документе, защищающем права ребенка.
Развивающая: расширение правового кругозора воспитанников.
Воспитательная: воспитание чувства ответственности при осуществлении своих прав.
Необходимое оборудование:
— конверт с вариантами видов права, тексты гражданского, административного, уголовного, семейного кодексов и комментарии к ним
— текст Конвенции и Конституции Российской Федерации 1993 года,
— мультимедиапроектор, электронный вариант презентации с изображением основных норм права
Опережающее задание:
— найти материал, касающийся истории создания Конвенции по правам ребенка,
— просмотреть выпуски последних мировых новостей.
Составляющие части воспитательного часа
Вводная часть – знакомство с темой воспитательного часа и его задачами.
Основная часть – непосредственная работа над темой в режиме интерактивной технологии.
Заключительная часть – выводы, подведение итогов, оценка работы.
І этап.
Содержание вводной части:
Приветствие воспитанников, озвучивание темы воспитательного часа, знакомство с задачами .
Воспитатель:
Темой сегодняшнего воспитательного часа является изучение Конвенции по правам ребенка, принятой Ассамблеей Организации Объединенных Наций, ратифицированной СССР и Российской Федерацией как его правопреемницей.
Но, чтобы непосредственно приступить к изучению темы, необходимо сначала дать определение понятиям право, ребенок и Конвенция.
ІІ этап.
Содержание основной части:
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!
Давайте познакомимся с календарем правовых дат
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ
2001 – 2015 гг. – Международный юбилей мира и ненасилия в интересах детей планеты
1 июня – Международный день защиты детей
4 июня — Международный день детей – жертв агрессии
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
10 декабря – День прав человека
12 декабря – День Конституции Российской Федерации
А 20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка
20 ноября — Международный День прав ребёнка. В этот день в 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла «Конвенцию о правах ребёнка». Этот важный документ призван максимально защитить права детей от рождения до 18 лет.
Конвенция содержит перечень личных, социальных, культурных и политических прав ребёнка. Она строится на основе ряда социально-правовых принципов; важнейшие из которых – выживание, развитие, зашита и обеспечение активного участия ребёнка в жизни общества.
Конвенция определяет 6 основных групп прав ребёнка:
1. Основные права на жизнь, имя, на равенство в осуществлении этих прав.
2. Обеспечение семейного благополучия детей.
3. Свободное развитие личности ребёнка.
4. Здоровье детей.
5. Образование, информация.
6. Защита детей от экономической и другой эксплуатации.
Воспитанники: Конвенция – определенный вариант документа, носящий рекомендательный характер. (Справочник Ожигова)
«Права человека» записаны в этой книги (Конституция РФ)
Права ребенка записаны (Конвенции о правах ребенка)
Работа над понятием «право».
Воспитатель: А теперь попытаемся дать определение понятия «право».
Воспитанники: Право — это система обязательных общепринятых норм и правил, регулирующих общественные отношения. (Справочник Ожигова)
Право – это фиксированные возможности.
Право – это правила, по которым живут люди. Они определяют отношения людей в обществе.
– В беседах между собой, путём переговоров людям удалось решить
эти вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Есть ли права у детей? (Ответ детей: Да, есть.)
– Какие права детей вы знаете? (Ответ детей: право на жизнь, учёбу, отдых.)
– Все права детей записаны в Декларации прав ребёнка. (Воспитатель демонстрирует детям книгу). Для того чтобы вам было легче запомнить права, их изобразили на знаках – разрешающих или запрещающих. Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».
Дидактическая игра «Разрешается – запрещается»
– Я буду говорить о каком-то праве, а вы отвечать: «Разрешается или запрещается».
Посмотри на этот знак: Человек поднял флаг. Слушать мнение ребенка Разрешается. |
|
С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить – Это разрешается. |
|
Эта грань обозначает: Мать с ребенком разлучают. Это запрещается. |
|
Рисовать и петь, учиться, Если заболел – лечиться. Это разрешается. |
|
Этот трудится ребенок. Мало у него силенок, Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа Запрещается. |
|
Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить – Это разрешается |
|
Этот слабый горбит спину, Пред сильным преклоняется. Быть рабом у господина Строго запрещается. |
– Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. Права ребёнка нужно не только знать, но и соблюдать.
Работа над понятием «ребенок».
Ребенок – это человек, обладающий исключительными правами, за преступления против которого наступает жесткая ответственность. Права ребенка регламентированы и защищены Конституцией, семейным, административным, уголовным и другими кодексами, принятыми в нашем государстве. (Справочник Ожегова)
Дана нам возможность-
Юристами стать,
Статьи правовые – все изучать.
Если мы будем права свои знать,
То сможем по жизни
Смело шагать.
Работа с памяткой
— Итак, ребята, давайте вспомним, какие же вы имеете права.
Памятка для воспитанников
У меня есть:
— право на имя, отчество и фамилию;
— право знать своих родителей, совместно с ними проживать;
— право на заботу и воспитание;
— право на общение со своими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сёстрами;
— право на защиту и воспитание;
— право на общение с обоими родителями;
— право выражать своё мнение;
— право на уважение человеческого достоинства;
— право на защиту своих прав и законных интересов;
— право на личное имущество, на получение содержания от родителей.
-Сидит на крыльце ребенок
-Мимо мчатся машины, а он сидит – имеет право.
-Изучайте, дети, права,
-Знание всегда пригодится.
-Ведь лучше знать о своих правах,
-Чем не знать и ошибиться.
-Все вернется на круги своя,
-Жизни новой ребенка возрадуясь.
-Обеспечить его права,
-Это чья – то святая обязанность.
-Право не там, где правят,
-А там, где по праву живут.
ІІІ этап.
Подведение итогов.
Воспитатель: Сегодня на воспитательном часе мы только познакомились с правами ребенка, зафиксированными в Конвенции ООН. На следующем часе мы продолжим эту работу. Какие выводы вы могли бы сделать по результатам работы?
Воспитанник: Конвенция регламентирует отношение государства к ребенку. Она является гарантом прав маленького существа. Государства, подписавшие Конвенцию, обязаны придерживаться ее статей при решении вопросов о детях. Конвенция носит рекомендательный характер, но она является базой для составления законов, защищающих права детей.
Воспитатель: Конвенция призвана защитить права ребенка, но всегда ли государства, подписавшие её, руководствуются в своей деятельности ее положениями?