учитель истории
МОУ Будинской ООШ Тверской обл.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о роли Православной церкви в жизни Российского государства в XVII в.
— осветить проблемы в отношениях между государством и церковью;
— выяснить причины и после6дствия церковного раскола;
Оборудование: компьютер, презентация, мультимедийный экран, карточки для проверки домашнего задания.
Основные понятия: церковь, патриарх, старообрядчество, раскол, протопоп.
Ход урока
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания.
Заполните пропуски.
Вариант 1.
1. Первым русским царём новой династии стал _____________________________________________________________________________
2. Большое влияние на решения молодого царя оказывала его мать ____________________________________________________________________________
3. Новый царь любил _____________________ и тратил большие деньги на их приобретение.
4 .В народе нового царя прозвали _____________________________________________
5. То второго брака с Натальей Нарышкиной у молодого царя родился сын _________________________
6. Постепенно свою роль начинает утрачивать _________________________________
7. Увеличение территорий страны привело к увеличению числа ________________
8. Во главе главных административных единиц царь ставил _____________________
Вариант 2.
1. К началу правления Михаила Фёдоровича ему исполнилось ______________ лет.
2. Вступая на престол, новый царь обещал не править без бояр и _____________________________________________________________________________
3. После смерти Михаила Романова новым царём стал его сын _____________________________________________________________________________
4. ОТ первого брака с Марией Милославской у Алексея родилось 13 детей, в том числе сыновья __________________ и __________________, и дочь ________________
5. Последний Земский собор был созван в ______________ году.
6. Впоследствии из Боярской думы выделилась «_________________________» дума
7. в XVII веке главными административными единицами оставались ______________________, которые делились на более мелкие звенья _________________ и _____________________________.
8. В 1649 г. был создан новый свод законов, который назывался _____________________________________________________________________________.
Ключи:
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
1 | Михаил Фёдорович Романов | 1 | 116 |
2 | Марфа | 2 | Земского собора |
3 | Цветы | 3 | Алексей |
4 | Тишайшим | 4 | Фёдор и Иван, Софья |
5 | Пётр | 5 | 1653 г. |
6 | Боярская дума | 6 | Ближняя |
7 | Приказов | 7 | Уезды, станы и волости |
8 | воевод | 8 | Соборным уложением |
3. Сообщение темы и целей урока.
— В истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. Одним из таких периодов стало время раскола. Слово «раскол» на долгие столетия сохранил ужас в сердцах людей и оставил свой след на судьбах многих семей. Наша задача сегодня – разобраться с этим явлением в жизни страны, извлечь уроки из случившегося, чтобы не допустить повторения этих страшных событий. В ходе урока мы заполним таблицу: «Основные изменения, произошедшие в церковных обрядах и богослужении». Была ли реформа церкви оправдана в глазах народа? Была она нужна стране или отдельным личностям?
План урока: (сл. 2)
1.Церковь после Смуты.
2.Патриарх Филарет.
3.Реформа патриарха Никона.
4. Усиление разногласий между церковной и светской властью.
5. Церковный собор 1666-1667 гг.
6.Протопоп Аввакум.
4. Изучение нового материала.
1) беседа и рассказ учителя:
1. Церковь после Смуты.
— Давайте вспомним, какую роль играет церковь в жизни человека?
— Каким было положение церкви в годы Смуты? (тяжёлым)
— Какой путь для себя выбрали священнослужители в годы правления Лжедмитрия? (Часть священнослужителей во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия 1, а сам патриарх короновал его на царство. Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и Русской православной церкви.)
— Как вели себя в Москве поляки? (разрушали, грабили, сжигали)
— Смута стала суровым испытанием и для церкви.Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных оказался и фактический глава Русской православной церкви митрополит Филарет. Но все это не сломило, а наоборот, укрепило духовные силы верующих в священнослужителей.
2. Патриарх Филарет.
(сл. 3) После 8-ми летнего пребывания в польском плену отец царя Михаила митрополит Филарет в 1619 году возвратился в Москву. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли.
— Почему? Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх.
— Главное, что удалось добиться Филарету, — укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.
3. Реформа патриарха Никона.
(сл. 4) В середине 17 века стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывающихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналом. Немало сомнений вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы, когда все молились используя разные молитвы, крещения пальцами.
(сл.5) По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились.
1) Одни предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским обрядам.
2) Другие считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались.
(сл.6) Новым главой Русской православной церкви был избран Никон – митрополит новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу.
2) работа по учебнику:
— Давайте познакомимся с биографией патриарха Никона. стр.57-58.
(сл. 7)
В 1653-1655 годах началось осуществление церковной реформы. Было введено:
- Крещение тремя пальцами;
- Поясные поклоны вместо земных;
- Исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги.
— Как вы думаете, как восприняло население эти нововведения?
— Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся война с Речью Посполитой связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций. Созванный в 1654 году церковный Собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствии не только с греческой, но и с русской традицией.
4. Усиление разногласий между церковной и светской властью.
(сл. 8)
Новый патриарх был человеком своенравным, волевым и даже фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета.
— Как вы думаете отреагировал Михаил Фёдорович на такое предложение?
— Это заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран.
4) работа по учебнику:
Стр. 59 – « Церковный собор»
— Давайте прочитаем о том, как состоялся Церковный суд над Никоном.
5) рассказ учителя:
6. Протопоп Аввакум.
Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум.
— Давайте запишем определение:
(сл. 9)
Протопоп – обиходное название старшего православного священника.
(сл. 10) С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и праведником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже Аввакум был сослан с семьей в Сибирь.
(сл. 11)
Куда бы ни бросала его судьба, Аввакум вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов. В 1664 году он вернулся в Москву, где царь и другие знакомые тщетно убеждали его смириться с церковной реформой. За свой отказ на церковном Соборе 1666-1667 годов Аввакум был предан церковному проклятию и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в темницу. За свою непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен церковным Собором 1681-1682 годов к Казни. 11 апреля 1862 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены.
Таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, пыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту власти и церкви. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.
5. Подведение итога урока
Вопросы на стр. 60
6. Домашнее задание:
Параграф 7, вопросы, записи, повторить термины, рабочая тетрадь.
{module Google_kvadrat}
Презентация содержит 14 слайдов. Скачать конспект урока и презентацию, объемом 527 Кб, можно совершенно бесплатно.