учитель географии
МОУ Карповская СОШ
Нижегородская обл.
Пояснительная записка
Классный час рассчитан на учащихся 5-6 класса.
В роли ведущего выступает педагог, ему ассистируют помощники — дети.
Тип классного часа — комбинированный.
Основные виды деятельности: беседа, игра, изобразительная деятельность, задания на смекалку.
Классный час разделен на несколько этапов. Каждый этап содержит новый материал. Детям даны заранее темы сообщений о динозаврах, слова песни «Динозаврики» (Автор слов — Римициан А., композитор — Резников В), стихотворение «Динозавр».
Дети закрепляют новые знания с помощью конкурсов, песен, игр, викторин.
Весь ход классного часа сопровождается мультимедийной презентацией, подготовленной классным руководителем совместно с детьми.
Цели:
- Активизировать познавательные интересы школьников в области животного мира через знакомство с удивительными животными прошлого — динозаврами;
Задачи:
- Образовательные: формировать представление у учащихся о жизни динозавров на Земле в мезозойскую эру, умение устанавливать взаимосвязи в природе.
- Развивающие: развивать воображение и наблюдательность, мышление и познавательную активность.
- Воспитательные: воспитывать интерес к изучению истории планеты Земля, её природы.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, большой экран, презентация, ватман, кисти, краски, карандаши, выставка книг «Все о динозаврах», фонограмма песни «Динозаврики» (Автор слов — Римициан А., композитор — Резников В.)
Ход классного часа
I этап:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Совсем недавно я прочитала очень интересную книгу о древних доисторических животных и хочу рассказать вам о них. А что это за животные попытайтесь отгадать!
На экране появляется задание:
Учитель задает вопросы. После правильного ответа по щелчку мыши на экране высвечивается названная буква.
- Назовите первый зимний месяц. Первая буква? (Декабрь)
- Вторая буква в слове зима? (И)
- Третий месяц осени. Первая буква? (Ноябрь)
- Сентябрь, октябрь. Это месяцы какого времени года? Первая буква? (Осень)
- Какое время года самое холодное? Первая буква? (Зима)
- Какое время года между зимой и летом? Последняя буква? (ВеснА)
- Назовите последний месяц лета? Вторая буква? (Август)
- Первый месяц весны? Третья буква? (Март)
Учитель: Что получилось? ДИНОЗАВР – в переводе на русский язык «ужасная ящерица». Но совсем не ужасными представлены динозавры в известной нам песне, которую я предлагаю вам исполнить.
«Динозаврики»
Автор слов — Римициан А., композитор — Резников В.
1. Как всегда в часы выходного дня
Просит сказку сын рассказать меня
До предела надоело это дело мне и тогда
И тогда решился я внезапно
Рассказать про динозавров
И с тех пор только лишь о них разговор
Припев:
Динозаврики, может вы попрятались в Африке
И жуете баобабы на завтраки
Всей науке-скуке вопреки
Динозаврики, динозаврики
Динозаврики, динозаврики
2. «Динозавров нет» — говорю весь день
«Знать наказаны за большую лень
Знать не часто пасти пастой чистили они по утрам
Знать зарядка им неинтересна
Знать страдали лишним весом»,
Только он шепчет все равно сквозь сон
Припев
II этап
Учитель: Сегодня мы познакомимся с некоторыми представителями этих удивительных животных, узнаем, когда они жили и почему сейчас их нет.
По мнению учёных, Вселенная возникла 14 миллиардов лет назад, а Земля и планеты Солнечной системы – чуть более 4 миллиардов лет назад. Историю Земли и жизни на ней учёные разделили на определённые промежутки – эры, которые подразделяют на периоды.
Архейская эра (3500 млн. лет назад) – это эпоха скрытой жизни, она указывает на существование бактерий и сине-зелёных водорослей, которые появились не сразу.
Палеозойская эра (350 млн. лет) – эпоха морских беспозвоночных и рыб.
Мезозойская эра (150 млн. лет) – эра динозавров.
Кайнозойская эра (65 млн. лет) – время зверей, (2 млн. лет) – время человека.
Динозавры жили только в мезозойскую эру (225–65 млн. лет назад). Они достигли поразительного расцвета и быстро вымерли.
Лондонский профессор сэр Ричард Оуэн – зоолог и палеонтолог, первым назвал динозавров динозаврами.
Он жил в 19 веке (1804 – 1892 г.).
Учитель: А сейчас мы вами немного порисуем. И тема нашего рисунка «Крошка – динозавр». Я вам даю пол ватмана, кисти, краски, карандаши. Призываю вас проявить максимум фантазии и раскрасить динозаврика. Успехов вам!
(дети рисуют)
Учитель: Некоторые люди говорят, что динозавры населяли Землю, когда она была «молодой». Это не совсем так. Если представить себе всю многомиллионную историю Земли как один день, то динозавры жили на ней меньше часа. А история человеческой цивилизации уместилась бы в полсекунды. Динозавры появились 240 млн. лет назад, а исчезли 65 млн. назад. Динозавры принадлежали к классу рептилий или пресмыкающихся.
Я предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма ВВС «Прогулки с динозаврами»
(Просмотр фильма)
Учитель: Существовало много видов динозавров, но все они жили в разное время. Некоторые были очень крупными, другие — маленькими. Одни двигались быстро, другие медленно. Однако все они жили на суше, и ни кто из них не летал. Детеныши динозавров вылуплялись из яиц, которые откладывала в песок их мать. Динозавры господствовали на Земле в течение многих лет.
Они выживали благодаря тому, что были подвижнее и крупнее других животных. Кроме того, они легко адаптировались к разным условиям окружающей среды.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
Динозавры делятся на:
- Длинношеие
- Утконосые
- Панцирные
- Быстроногие.
- Рогатые
- Бегуны.
- Легкие охотники.
- Когтистые
- Толстоголовые
- Птиценогие
- Гиганты
{module Google_kvadrat}
Учитель: Почему у динозавров такие странные названия? (Названия динозавров происходят от двух древних языков – латинского и греческого. Обычно названия обозначали какой-то признак данного животного: мегалозавр – большая ящерица, дейнонихус – страшный коготь, трицератопс – трёхрогая морда, стегозавр – ящерица под крышей. Некоторые имена динозавров называют в честь каких-либо людей или мест. Так, мазиаказавр был назван по имени рок-певца Марка Нопфлера)
Доклады учащихся (даны заранее)
1 ученик:
Тираннозавр
Тираннозавр – самый крупный хищник из всех, когда-либо населявших нашу планету. Впервые его останки были найдены в 1902 году в Азии и на западе Северной Америки. Тираннозавр означает «ящер-тиран». Он обитал в конце мелового периода, около 80 млн. лет назад. Этот огромный 15-ти метровый гигант весил более 8 тонн. Один его череп был длиной полтора метра. Из широко разинутой пасти торчали острые зубы, похожие на акульи. Тираннозавр передвигался на мощных задних лапах. Передние же лапы у него были короткими, слабыми и имели всего по два пальца. Огромная голова и короткое тело уравновешивались длинным и толстым хвостом. Существует мнение, что свирепые тираннозавры питались в основном падалью, т.к. они не очень быстро бегали, и не могли преследовать жертву. Своим ужасным видом они, вероятно, отпугивали других хищников от их добычи. Но в последнее время многие учёные считают, что тираннозавр был грозным охотником-убийцей. Он бегал достаточно быстро (40 км/ч), настигал свою жертву и убивал её. Но это опять же – гипотеза!
2 ученик:
Диплодок
Диплодок один из настоящих гигантов позднеюрского периода. Первый окаменелый скелет был найден в 1877 году в Скалистых горах (Колорадо). Диплодок достигал в длину 30 метров. Из них большая часть приходилась на шею и хвост. Кости его были полыми, поэтому весил он мало — около 10 тонн. Палеонтологи назвали этого динозавра диплодок, потому что в конце спины, в крестцовом отделе у него был второй мозг. Кстати, головной мозг диплодока весил меньше мозга котёнка. Вероятно, диплодоки вели стадный образ жизни, питаясь листьями невысоких деревьев. Не умея жевать, они заглатывали камни, которые помогали им перетирать пищу. Целыми днями бродил диплодок по болотам, нежился в тёплой воде и ел, ел без конца. Длинный хвост диплодока, заканчивавшийся тонким «хлыстом», служил прекрасным орудием защиты.
3 ученик:
Трицератопс
Трицератопс – появились в конце эры динозавров, примерно 70 млн. лет назад. Обитал в Северной Америке. Трицератопс был настоящим гигантом: около 10 м длиной, 3 м высотой, а весил 11 тонн. Он передвигался на четырёх могучих, похожих на колонны ногах. Трицератопс означает «трёхрогая морда». Должно быть, животное пользовалось этими длинными рогами как оружием. Шею трицератопса защищала огромная костяная оборка. Несмотря на грозную внешность, трицератопс был мирным животным. Он питался растениями. Трицератопсы вели стадный образ жизни. Даже огромные, голодные тираннозавры остерегались нападать на взрослого самца-трицератопса, а тем более на целое стадо.
4 ученик:
Стегозавр
Стегозавр – покрытый пластинами чешуйчатый ящер. Это «самое странное животное», по мнению британского зоолога Ричарда Оуэна. Впервые его останки были найдены в США в 1877 году. Стегозавр был четвероногим и растительноядным. Около 10 метров длиной и весил не более 2 тонн. У него была крошечная голова и мозг размером с грецкий орех. В конце хвоста имелись две пары шипов, напоминающих рога. Они помогали стегозавру защищаться от хищников. Самым удивительным в этом существе был ряд больших костных пластинок, спускавшихся вдоль спины. Возможно, они служили стегозавру для защиты от хищников. А, может быть, помогали контролировать температуру тела динозавра. Они помогали охлаждению тела, что было важно в условиях необычайно жаркого климата Земли.
III этап
Учитель: Я предлагаю вам конкурс «Знатоки динозавров».
Вы должны угадать, о ком идет речь и поставить цифру, у соответствующего названия динозавра.
На столе у каждого лежат листочки с названиями динозавров. На экране появляются последовательно пронумерованные слайды с изображением динозавров. Вы должны поставить цифру у соответствующего названия динозавра.
Карточка
Диплодок
Тираннозавр
Стегозавр
Трицератопс
(Ответы: Диплодок – 3, Тираннозавр – 1, Стегозавр – 4, Трицератопс – 2)
IV этап
Учитель: Во времена динозавров еще не было людей. Ни один человек никогда не видел динозавров.
Сейчас я вам предлагаю по картинкам прочитать рассказ, как Мила и Вова ходили в музей, чтобы посмотреть на скелеты динозавров.
(Дети читают рассказ)
V этап
Потомки динозавров
Учитель: Птицы – единственные подлинные потомки динозавров. Многие элементы строения их тела и яйцо убедительно говорят о том, их предками были мелкие хищные динозавры. Причина выживания птиц заключается в том, что они могли регулировать температуру тела даже в тяжёлых климатических условиях – прежде всего благодаря своему оперению. Страус поразительно похож на страусового динозавра, калифорнийская бегающая кукушка – на мелкого хищного динозавра – компсогнатуса.
Учитель: Время от времени появляются слухи и легенды, что динозавры дожили до нашего времени. В Шотландии на озере Лох – Несс происходят странные явления: будто огромной величины существо всплывает на поверхность озера.
Несомненно, глубины океана хранят много неразгаданных тайн. Одинокое чудовище не может обитать на дне озера. Там должно жить целое семейство, иначе чудовище должно состариться и умереть. Но, если в воде обитает, например, двадцать чудовищ, почему мы так редко их видим?
Одна из наиболее распространенных теорий гласит, что лохнесское чудовище может быть дожившим до наших дней плезиозавром. Плезиозавр (plesiosaure) — это морская рептилия, жившая в эпоху расцвета динозавров, которая закончилась примерно 65 миллионов лет тому назад. Однако примерно 10 тысяч лет назад на месте озера Лох-Несс долгое время был громадный ледник. Вряд ли какие-нибудь животные могли выжить в подледниковых водах. Чудовище могло быть ледяной глыбой.
Глубина озера около 250 метров, и всего лишь первые 40 метров могут стать местом проживания обычных морских животных. Ниже отсутствуют какие-либо признаки жизни, поскольку температура воды в течение года редко поднимается выше 5С. Любой обитатель глубин питается планктоном, который обычно живет ближе к поверхности. Рептилии, как известно, не в состоянии выдержать такой холод, амфибии — тоже.
VI этап
Рефлексия.
Учитель: Вот подошел к концу наш классный час «Фантастические ископаемые». Мы узнали много нового о динозаврах. Как они жили, чем питались, какие потомки динозавров окружают нас с вами.
Обратите внимание на выставку книг, которую я подготовила для вас. Здесь есть и детские энциклопедии и книги из серии “Хочу все знать”. В этих книгах вы найдете ответы на все вопросы.
А теперь давайте проверим, как вы внимательно сегодня слушали на уроке. Возьмите сигнальные карточки. Если вы услышите правильное утверждение, то поднимайте зеленую карточку, если неправильное — красную.
- Динозавры жили в прошлом. (Да)
- Во времена динозавров на Земле не было людей. (Да)
- Динозавры были очень больших размеров. (Да)
- Животных, которые питаются растениями, называют хищникам. (Нет)
- У травоядных динозавров были маленькие плоские зубы. (Да)
- Хищники охотились на травоядных. (Да)
(Дети читают стих)
Динозавр.
1 ученик:
Динозавр – это ящер огромный
Жил когда-то, и мы его помним.
2 ученик:
Динозавра давно уже нет –
По костям его создан скелет.
3 ученик:
Шея длиннее жирафовой шеи –
С деревьев листву доставать ей умеет.
4 ученик:
Динозавр разместился в дом полностью чтоб,
Надо строить ему дом с большой небоскрёб.
Очень жаль, динозавр не дожил до меня –
Я завёл бы себе его вместо коня!
5 ученик:
Очень жаль, динозавр до меня не дожил –
Он бы дом вместо пса у меня сторожил.
Динозавр высок, но опасны высоты –
Вместо мух у него мельтешат самолёты.
6 ученик:
Динозавру работать пожарником нужно –
Он без лестниц любого спасёт потому что.
Появляется мель. Что случилось с рекой? –
Динозавры устроили здесь водопой.
VII этап
Итог урока.
Учитель: Ребята! Вам понравился наш классный час? Молодцы! И на память о нашем сегодняшнем занятии мне бы хотелось подарить вам эту чудесную раскраску. Спасибо вам!
Список использованной литературы
- В.Г. Бабенко, А.В. Пахневич Мир вокруг нас. Динозавры, рептилии, амфибии. Малая энциклопедия. М.: ОНИКС XXI век, 2001г.
- В.Ф. Положаева, перевод на русский язык. Серия книг Что есть что. Динозавры, 1994г
- Перевод с английского языка Авдониной М. Динозавры. Полная энциклопедия. М.: Эксмо, 2006г.
- Перевод с английского языка Морозовой М. Прогулки с динозаврами. М.: Эгмонт Россия Лтд., 2002.
- Фильмы ВВС
- «Планета динозавров. «Опасный мир с новой перспективы глазами динозавров» Ч1, Ч2.
- «Баллада о большом Але. Прогулки с динозаврами»
- «Прогулки с динозаврами» Ч1, Ч2.
Приложения:
1. Конспект урока (.docx)
2. Презентация (.pptx)
3. Раскраски (.jpg)
Скачать полный конспект урока с презентацией PowerPoint, объемом 4.73 Mb