Воспитатель первой категории
МДОУ детский сад «Светлячок»
д. Гавриловка
Цель: формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.
Задачи:
- развитие трудовых навыков;
- включение детей в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд);
- воспитание положительного отношения к труду.
Актуальность
Воспитание должно развить в человеке
привычку и любовь к труду; оно должно
дать ему возможность отыскать
для себя труд в жизни.
К. Д. Ушинский
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2 , ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии -это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6). Для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — ряд видов деятельности реализовывается в самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал. (ФГОС 2.7)
В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком». Подчеркивая роль воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач». Итак, что такое труд?
Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
№ | Содержание работы | Срок выполнения |
Изучение специальной методической литературы: | ||
1. | Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983. | В течение года |
2. | Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. — М.: Просвещение, 1987. | В течение года |
3. | Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998 | В течение года |
4. | Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. — 96с. | В течение года |
5. | Изучение статей в журналах: «Воспитатель в ДОУ» «Дошкольное воспитание» «Ребенок в детском саду» «Обруч» |
В течение года |
Практический этап | ||
1. | Изучение методики и технологий педагогов в Интернете | В течение года |
2. | Подбор аудио и видеозаписей, песен и мультфильмов. | Сентябрь- Декабрь |
3. | Разработка и оформление трудового воспитания по данной тематике. | Сентябрь |
4. | Разработка перспективного плана работы по теме«Трудовое воспитание». | Ноябрь |
5. | Разработка конспектов занятия по трудовому воспитанию на тему «Игрушки любят чистоту». | Октябрь- Ноябрь |
6. | Консультация для воспитателей: 1.«Трудовое воспитание ребёнка в семье»; 2.«Труд и формирование личности ребёнка». |
Декабрь — Январь |
7. | Проект на свою тему: «Труд дошкольников» | Сентябрь – Май |
8. | Картотека трудового воспитания направленная на развитие у детей простейших трудовых навыков. | В течение года |
9. | Папка-передвижка для родителей на тему: «Трудовое воспитание». | Март |
10. | Дидактические игры по трудовому воспитанию. | Апрель |
11. | Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудования для трудового воспитания). | Май |
12. | Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию. | Май |
Работа с родителями | ||
1. | Участие родителей в изготовлении трудового и демонстрационного материала. | Январь |
2. | Анкетирование родителей на тему: «Воспитание трудолюбия в семье». | Февраль |
3. | Консультации для родителей: 1.«Трудовое воспитание в семье»; 2.«В семье трудовой»; 3.«Какой труд доступен детям». |
В течение года |
4. | Совместная работа с родителями и детьми на участке (озеленение территории, посадка цветов и деревьев). |