учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №2
г.Куйбышева Новосибирской обл.
Цель — овладение знаниями по теме «Общение»
Задача: дать понятие о видах, формах, функциях, сторонах общения.
Все люди на нашей планете умеют говорить. Они говорят на разных языках, но в любом языке главной задачей остается помощь в понимании друг друга при общении. Без языка невозможно развитие общества, науки, техники, искусства.
Язык – основное средство общения. Он служит для выражения мысли. Выражать свою мысль нужно всегда ясно, точно и образно, чему нужно научиться. Л.Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое – как – значит и мыслить кое – как: неточно, приблизительно, неверно.»
Что такое общение? Ответить на этот вопрос одновременно и легко и очень трудно. Общение — это такое социально-психологическое явление, которое не только сопровождает человека всю его жизнь, но и является важнейшим условием формирования его личности. Общение — основа существования любого социума: оно объединяет людей в единое целое, обеспечивает согласованность их усилий, делает возможным сохранение и передачу групповых норм, традиций, преданий, то есть социального опыта, последующим поколениям. Общаясь, мы познаем мир; потребность в общении — одна из важнейших потребностей человека, одиночество воспринимается нами как одно из величайших бедствий. «Общество» и «общение» — однокоренные слова, ведь любое общество — это не что иное как система различных уровней и форм общения людей.
Общение — сложное социальное явление, и, хотя оно представляет собой целостный акт, в нем можно выделить три стороны:
-
коммуникативная сторона (коммуникация ~ передача информации) — это обмен информацией, в процессе которого от человека к человеку передаются знания, умения, эмоции;
-
перцептивная сторона (перцепция — восприятие) — это восприятие человека человеком и их взаимопонимание;
-
интерактивная сторона — взаимодействие людей друг с другом.
Любое общение состоит из отдельных, относительно завершенных элементов, которые называются актами общения или коммуникативными актами. Например, учитель задает ученику вопрос и получает ответ. Отдельный акт, как правило, является частью более продолжительного процесса общения.
Виды общения
Многообразие жизненных ситуаций, в которых оказывается человек, и разнообразие его социальных связей определяет и разнообразие видов общения. В качестве примера можно привести классификацию видов общения по уровню контактов.
- «Контакт масок» — это формальное общение, когда человек не стремится понять своего партнера и не испытывает к нему никаких чувств, а как бы надевает маску: маску вежливости, участия, строгости. Особенно распространен это с.ид общения в современном городе, где контакты между людьми многочисленны, но кратковременны и формальны. Человек не в состоянии хорошо узнать каждого партнера и стремится избавить себя от излишних эмоций.
- Формально-ролевое общение — это общение в рамках определенных социальных ролей (покупатель — продавец, врач — больной, учитель — ученик и т.д.), когда человек выбирает формы и средства общения. Исходя из своей социальной роли и роли своего партнера. Этот вид общения тоже не требует от людей знания личностных качеств друг друга, а основан на знании ими моделей повеления определенных социальных ролей.
- Примитивное общение отличается тем, что партнер оценивается по степени полезности: если он воспринимается как нужный, то к нему проявляется интерес и стремление узнать его индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны; тщательно выбираются формы и средства общения. Если же необходимости во взаимодействии с этим человеком нет, то он просто отвергается и не рассматривается как возможный партнер по общению.
- Maнипулятивное общение близко к примитивному. Оно направлено на извлечение выгоды из общения с данным человеком. В этом случаю к собеседнику, как правило, проявляется интерес, учитываются личностные характеристики, демонстрируются эмоции, но все это преследует только одну цель- манипулирование партнером..
- Деловое общение предполагает серьезные отношения между партнерами, учет ими индивидуальных особенностей друг друга, но на первое место ставится не интерес к человеку, а интересы дела.
- Светское общение. Суть его в беспредметности. Главная цель этого вида общения поддержание контактов. Люди в процессе светского общения вступают в контакт потому, что так принято, говорят не то, что думают или чувствуют, а то. что принято в данной ситуации.
- Духовное или межличностное общение — это общение друзей и близких людей, связанных отношениями симпатии. Большую роль в нем играют эмоции, которые определяют и характер общения и выбираемые средства. Основой данного вида общения является знание людьми личностных качеств друг друга и понимание эмоциональных состояний.
Функции общения
Занимая в жизни как отдельного человека, так и общества в целом важное место, общение выполняет разнообразные функции:
- коммуникативная функция — передача информации;
- перцептивная функция — восприятие и взаимопонимание людей;
- интерактивная функция — взаимодействие людей в группе:
- функция координации — организация совместной деятельности;
- функция социального контроля — в процессе общения не только происходит формирование социальных норм и их усвоение, но и осуществляется контроль за их выполнением;
- функция межгруппового взаимодействия;
- функция аффилиации.
Аффилиация — это отождествление себя с группой, чувство принадлежности к определенному социуму.
Как вести беседу?
Памятка
- В разговоре старайся затронуть такую тему, которая может интересовать твоего собеседника.
- Поменьше говори о себе. Не подражай тем самовлюбленным болтунам, которые готовы перебить любой интересный рассказ фразой: «А вот я…, а вот у меня…». Расскажи лучше о книге, которую ты сейчас читаешь, о фильме, который видел, о выставке или спортивных соревнованиях, которые посетил.
- Учись внимательно слушать собеседника. Не перебивай его, пока он не кончит свой рассказ. Дослушай то, что он хотел сказать, до конца, а потом уже возражай, если не согласен. Чем внимательней ты будешь слушать, тем приятнее будет людям с тобой разговаривать.
- не старайся говорить громче собеседника. Это невыгодно тебе тоже: кто говорит, не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее, чем к крикуну.
- Если в разговоре тебя перебивают, не пытайся заглушить перебившего, а замолчи и выслушай его возражения. Ведь, если вы оба будете говорить одновременно, все равно ни он тебя не услышит, ни ты его.
- Разговаривая, смотри на собеседника, но не хватай его за руку, не тереби за пуговицу, не хлопай по плечу. Нужно уметь привлекать словами, а не руками.
- Не засоряй язык бессмысленными выражениями, вроде: «железно», «лады», изобретенными стилягами, не украшай свой язык ругательствами. Этим ты вызовешь брезгливое презрение окружающих.
- Уважай собеседника. Не обижай его пренебрежительным или насмешливым тоном. Речь культурного человека спокойная, доброжелательная, выразительная.
А теперь попробуем разрешить некоторые проблемы, возникающие у нас во время общения.
Задание 1.
Нарядная, оживленная женщина входит в трамвай в сопровождении офицера. Увидев ее, девочка поднимается:
— Садитесь, пожалуйста!
— Ну что ты. Спасибо! Не надо…
— Садитесь, садитесь. Я всегда уступаю место пожилым людям.
Оживление на лице женщины гаснет, и она, отвернувшись от девочки, проходит дальше.
— Почему вежливый поступок девочки был не принят?
Необходимы в общении деликатность и такт, т.е. чувство меры, умение поставить себя на место другого человека, понять его чувство.
Задание 2.
Три подружки уселись во дворе на лавочке: Катя, Зина и Оля. Оле нужно рассказать Кате по секрету то, что касается только их двоих. Можно ли это сделать тут же?
Задание 3.
Я начну, а вы продолжите и запишите предложение
Не перебивайте говорящего товарища или взрослого.
Во-первых, в этом проявляется …………….(неуважение к нему и к тому, с кем он говорит). Во-вторых, он…………..(тебя просто не расслышит и не поймет).
Задание 4
К моей старшей сестре пришла подруга, она на зубного врача учится. Мы пили чай. Я вспомнил и говорю: «Посмотрите, какая у меня в зубе огромная дырка!» и показал.
Сестра меня потом чуть не съела, маме пожаловалась, что я невоспитанный. А что я такого сделал? Худого слова никому не сказал!
Задание 5.
Правда ли, что если кто чихнет, нельзя говорить «будьте здоровы»? А многие говорят, что можно?
В письмах на радио ребята спрашивают: «Каждый день мы встречаем соседей по дому, потом – почтальона, в магазине – продавца, работающего здесь давным-давно.
В школе встречаемся с учителями, которые нас не учат.
Надо ли с каждым из этих людей здороваться? Ведь они нас не знают».
Пусть вы их не знаете лично, но они вас могут знать. Тех, кого вы часто встречаете, надо приветствовать
В детской газете в рубрике «Зеркало» было помещено письмо, которое написала девочка из Нижнекамска.
«В нашем классе некоторые мальчики и девочки ругаются матерными словами. Мне стыдно даже писать об этом. Сначала я пыталась что-то сделать, старалась пристыдить матерщинников, уговаривала девочек, а мне просто-напросто предложили уйти из класса, «раз у меня такие уши нежные». И я сдалась. Нет, я сама не ругаюсь, но чувствую, что уже не реагирую, как раньше, на грубость. Как мне поступить дальше? Боюсь, что со мной не будут дружить.
Обсуждение письма, высказывания ребят
Вот что написали в ответ этой девочке мальчики из кружка «Гренада» Архангельской области, пос. Коряжма (см.газету).
«В нашей секции были две девочки: Марийка и Лена. Стали мы замечать, что Лена ругается. Пытались ее остановить, но в конце концов осталась у нас одна Марийка. Но что за девочка! От нее никто не слышал грубого слова. И при ней ни у кого из нас не повернется язык, чтоб нагрубить, она так пропесочит! Подвижная, остроумная! Учится хорошо, занимается фехтованием, разбирается в музыке и технике – настоящая современная девчонка! А девочек, которые ведут себя развязно, ругаются, курят, обзываются, мы, мальчики, презираем».
— Как видите, в нашей повседневной жизни из-за недостатка речевой культуры возникает много проблем при общении.
6. Рефлексия
Что такое общение?
Назовите три стороны общения.
Какие виды общения вы знаете?
Чем отличается вербальное общение от невербального?
Что такое «коммуникативный акт»?
Какие функции выполняет общение
7. Домашнее задание
Выполнить любые три задания на выбор.
- Подберите примеры из классической литературы, характеризующие каждый из видов общения.
- «Переселение душ». Если б был верен тезис о переселении душ, во что или кого вы хотели бы воплотиться в следующей жизни?
- «Сводка погоды». Описать своё настроение в форме сводки погоды.
- «Девиз». Практически у каждого из нас есть воспоминание или фраза, которые способны поддержать нас в трудную минуту. Какое высказывание или крылатое выражение вы бы взяли для своего девиза?
- «Мои родители и их любимые поговорки». Какие «крылатые выражения» своих родителей вы помните, в каких ситуациях они их использовали?
- «Кто я?» Ответить на этот вопрос пять раз.
Используемая литература:
- А.Дорохов «Это стоит запомнить»
- Л.Григорян «Язык мой – друг мой»
- Л.Бушмелева «Поговорим о вежливости»
- Азбука нравственности
- Л.Алешина «О вежливости, такте, о деликатности»
{module Яндекс}