Пшено Елена Викторовна
учитель математики
МКОУ СОШ № 2,
с. Иргаклы, Степновский р-он, Ставропольский край
учитель математики
МКОУ СОШ № 2,
с. Иргаклы, Степновский р-он, Ставропольский край
Предназначена для учащихся 5-6 классов (для детей 11-13 лет), но может быть интересна для детей старшего возраста и их родителей.
Викторина содержит интересные вопросы по истории арифметики. Позволяет углубить знания учащихся, учит самостоятельно находить интересующую их информацию, прививает интерес к такому серьезному и в то же время интересному предмету как математика.
Вопросы викторины можно использовать и отдельно как исторические странички на уроках, а также при проведении внеклассных мероприятий по математике.
- Кто сказал: «Математика – царица наук, а арифметика – царица математики»?
- Правильно ли название «арабские цифры» для наших современных цифр?
- Почему способ деления, которым мы сейчас пользуемся, в средние века назывался «золотым делением»?
- Какие книги М. В. Ломоносов назвал «вратами своей учености»?
- Кто сказал: «Мысль выражать все числа девятью знаками, придавая им, кроме значения по форме, еще значение по месту, настолько проста, что именно из–за этой простоты трудно понять, насколько она удивительна».
- Каким образом в Западной Европе познакомились с русскими счетами?
- Кого считают изобретателем десятичных дробей?
- Что такое абак? Какое известно объяснение этого слова?
- Что такое « палочки» Непера?
- Этот ученый-математик первым разделил числа на четные и нечетные, простые и составные. Как фамилия этого ученого?
- В каком европейском городе есть улица Пифагора?
- Известный математик, который, будучи еще маленьким мальчиком, нашел красивый «ключик» к отысканию суммы: 1+2+3+…+998+999+1000. Еще в 9 лет он устно решал задачи, требующие сложных расчетов, которые задавал им учитель. Математические вычисления заменяли ему обычные детские игры.
- Голландский математик, который первым признал 0 корнем уравнения и, следовательно, числом.
- К двум един то есть три,
Два к трем – пять смотри.
Так и все назирай,
Таблицу разбирай.
Хотяй же не лгати,
Похвально слагати
Да тщится познати,
Искустно сказати.
Какому известному ученому математику принадлежит это стихотворное правило заучивания таблицы сложения? В каком труде оно дано? - Кто ввел в математику настоящую буквенную символику?
- Назовите древнейшие из русских мер длины.
- Какому известному русскому поэту принадлежат слова «Иная гривна медная дороже ста рублей»?
- Среднеазиатский знаменитый математик, поэт, философ, астроном. В 1079 году составил новый, очень точный календарь. Математические расчеты его календаря были использованы для французского революционного календаря в самом конце 18 века.
{module Google_kvadrat}
Ответы:
- Эти слова сказал знаменитый математик Карл Фридрих Гаусс ( 1777-1855), много работавший в области теории чисел.
- Все же правильнее их называть «индийскими», так как современные цифры и современная система счисления были изобретены в Индии. Арабские племена, населявшие Аравийский полуостров, захватили ряд небольших соседних государств, а к 8 веку распространили свою власть на западе до Испании и Португалии, а на востоке до Индии. На востоке арабы заимствовали у индийцев искусство строить и считать. Индийская система счисления распространилась от арабов по Европе, и цифры получили название «арабских».
- До введения в Европе индийской системы счисления и нуля действие деления было весьма трудной операцией. Существовало много различных способов деления, и каждый был очень громоздким. В средние века была даже ученая степень «магистр деления». Поэтому когда в Европе познакомились с индийским способом (современным способом деления), его назвали «золотым».
- М. В. Ломоносов назвал «вратами своей учености» «Арифметику» Л. Ф. Магницкого и «Грамматику» М. Г. Смотрицкого. Книга Магницкого (1703 год) – первый оригинальный русский учебник по математике. Он содержал начала математических знаний того времени: арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии; большую часть его автор посвятил арифметике. В течение 50 лет книга была «вратами учености» для русского юношества, стремившегося к образованию.
- Это слова знаменитого французского астронома, математика и физика Пьера Симона Лапласа (1749-1827).
- Русские счеты привез во Францию и написал о них французский математик Жан Виктор Понселе (1788-1867), находившийся в России в плену после отечественной войны1812 года. Он был восхищен простотой и удобством этого прибора и содействовал его распространению в Европе.
- Изобретателем десятичных дробей считают голландского математика Симона Стевина (1620-1648).
- Абак – счетная доска у древних греков и римлян, применявшаяся затем для арифметических вычислений в Западной Европе вплоть до 18 века. Принцип устройства подобен нашим счетам. По некоторым источникам слово «абак» — древнееврейского происхождения, означает «пыль», «песок», и говорит о том, что вначале на доску насыпали песок, а считаемые камешки клали в бороздки, проделанные в песке.
- «Палочки» Непера – это счетный прибор для умножения, изобретенный шотландским математиком Джоном Непером (1550-1617).
- Пифагор.
- В Амстердаме.
- Карл Гаусс. Он родился в 1777 году и стал одним из величайших математиков.
- Голландский математик Жирар.
- Это стихотворное правило заучивания таблицы сложения принадлежит ученому математику Л. Ф. Магницкому. Дано в его книге «Арифметика»( 1703 г.).
- Введение в математику настоящей буквенной символики – заслуга француза Франсуа виета (1540-1603).
- Древнейшими из русских мер длины являются локоть и сажень. Длина локтя считалась «от локтя до переднего сустава среднего перста». Первое упоминание о сажени, равной трем локтям, имеется в летописи под 1017 год. Маховой саженью называлось расстояние между концами пальцев распростертых рук. Косой саженью – расстояние от каблука левой ноги до конца пальцев поднятой вверх правой руки.
- Н. А. Некрасов. Поэма « Кому на Руси жить хорошо».
- Омар Хайям (1048-1122)..
Используемая литература:
- И. Я. Депман. История арифметики.- М. «Просвещение», 1965 г.
- С. Акимова. Занимательная математика. Санкт-Петербург. «Тригон», 1997 г.
- Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. – М. «Просвещение», 1985 г..