Учитель МБОУ СОШ № 4
с. Мерчанское Крымского района
В процессе преподавания истории учителю приходится сталкиваться с большим количеством проблем. Нередко наибольшую сложность для учащихся представляет заучивание дат, особенно в отрыве от событий, в виде различного рода хронологических таблиц и диктантов.
Между тем хоть знание дат при изучении истории не должно ставиться самоцелью — гораздо важнее, чтобы учащиеся осознали историю как процесс. И все же, как математика не может быть без чисел, так и история без дат.
Для облегчения запоминания дат, нужно чтобы дата обязательно сочеталась с событием, чтобы учащиеся могли от чего-то оттолкнуться. Для облегчения данной работы мной разработаны занимательные задачи по истории, которые можно использовать при изучении истории России в 6 — 7 классах. В задачах учтена не только взаимосвязь дат и событий, но и программа по математике. Причем задачи построены так, что, не зная событие, можно оттолкнуться от другого, призвать на помощь математику и решить. Решив задачу, у учащихся складывается алгоритм действия, выявляется причинно-следственная связь, и учащиеся легко запомнят даты.
Для примера приведу следующую задачу.
На этом месте в устье Невы выдающийся новгородский князь разбил шведов. А спустя 463 года здесь застучали топоры, по приказу царя началось строительство новой столицы?
1. О каком князе идет речь, и когда произошло это событие?
2. По приказу, какого царя началось строительство новой столицы?
3. Когда была заложена новая столица, и как ее назвали?
4. Что связывает два этих события?
Данная задача позволит запомнить не так, что Санкт-Петербург основан в 1703 году, а основан в третью годовщину Северной войны, которую Россия вела со Швецией за выход к морю. Что город основан на том месте, где Александр Ярославич в 1240 году разбил шведов, что Санкт-Петербург был основан не по прихоти царя, а государственной необходимостью.
1. Александр Ярославич (Невский); 1240 — Невская битва.
2. Петр I.
3. 1240 + 463 = 1703, где 1240 — Невская битва; 1703 — основание Санкт-Петербурга.
4. 1240 — битва со шведами; 1703 год шла Северная война (1700 — 1721) в которой Россия также воевала со шведами.
Изучая внешнюю политику времен Петра I можно использовать задачу следующего типа.
Перелом в Северной войне произошел после Полтавской битвы. Известно, что обе армии в сумме насчитывали 72000 человек. Также известно, что численность русской армии превышала шведскую на 12000 человек. Потери русских составили 1300 человек, а шведов 9000 убитых и 3000 было взято в плен. Какова была численность русской и шведской армий перед сражением и после?
(X + 12 000) + X = 72 000
2X = 72 000 — 12 000
2X = 60 000
X = 60 000: 2
X = 30 000
(30 000 + 12 000) + 30 000 = 72 000
42 000 + 30 000 = 72 000
42 000 — численность русской армии до сражения
30 000 — численность шведской армии до сражения
42 000 — 1 300 = 40 700 — численность русской армии после сражения
30 000 — (9 000 + 3 000) = 18 000 — численность шведской армии после сражения
Решив задачу, Полтавская битва врежется в память не просто, как одно из сражений Северной войны, а, вычислив соотношение обоих армий и потери, ребята запомнят, что после Полтавской битвы произошел перелом в ходе Северной войны.
Данные задачи не только позволяют запомнить годы жизни исторических личностей, но и род их деятельности. В процессе этого идет подготовка к ЕГЭ в заданиях, которых встречаются вопросы, связанные с соответствием и родом деятельности персоналий.
При изучении внешней политики времен Екатерины II уместно предложить следующую задачу.
Первый раздел Речи Посполитой был в 1772 году, третий в 1795. Когда был второй раздел, если известно, что время между первым и вторым равно продолжительности Северной войны. Какие государства участвовали в разделе? Что явилось итогом разделов Речи Посполитой?
1700 — 1721 — Северная война длилась 21 год.
1772 + 21 = 1793, где 1772 — первый раздел Речи Посполитой; 1793 — второй раздел Речи Посполитой. В разделе Речи Посполитой наряду с Россией участвовали Австрия и Пруссия. Речь Посполита перестала существовать.
Выполнив задания, обучающиеся вспомнят еще раз войну со Швецией за выход России к Балтийскому морю и лучше запомнят даты разделов Речи Посполитой.
Задачи такого типа способствуют изучению учебного материала, его систематизации, обобщению и анализу. И это даст больше эффекта, нежели простое заучивание дат.
Задача № 32
Сколько лет во главе русского государства находилась династия Рюриковичей, если известно, что последний из этой династии был сын Ивана Грозного — Федор Иванович?
Задача № 32. ответ
1598 — 862 = 736, где 1598 — смерть Федора Ивановича; 862 — призвание Рюрика в Новгородскую землю.