Блог Русский язык, литература (уроки, кл.часы)

Итоговый урок в форме игры по творчеству М.Ю. Лермонтова

Please log in or register сделать это.
Зигангирова Юлия Федоровна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Русско-татарская СОШ № 136» г.Казани

Класс: 6 (можно адаптировать данное занятие к другим классам)

Тип урока: повторение и обобщение материала

Цели: обобщить и повторить знания о творчестве М.Ю. Лермонтова; развить умение видеть красоту произведений русской культуры, понимать душевное состояние других людей, развить умение работать в команде, умение слушать, анализировать стихотворные тексты, аргументировать собственную точку зрения.

Дидактический материал: карточки с заданиями, иллюстрации с портретами М.Ю. Лермонтова и изображениями его произведений, репродукция картины Шишкина «На севере диком», несколько дубовых листков.

Парты расставляются так, чтобы за одном столом сидело 4-6 учеников (в зависимости от количество учеников в классе).

Внутрипредметные связи: изобразительно-выразительные средства, жанр стихотворения.

Межпредметные связи: изобразительное искусство

Методы и приемы: в основе данного урока совместное обучение, ориентированное на равное активное участие всех учеников; словесное рисование, беседа.

Ход урока:

Учитель приветствует учащихся, формулирует тему и цели урока.

1 задание: на каждом столе находятся карточки с названиями предметов эпохи М.Ю. Лермонтова (или сами предметы), ваша задача – представить предмет, рассказать для чего он нужен, какому герою мог принадлежать (на карточках перечислены следующие предметы: перо, кинжал, кивера (головной убор воина 1812 года) и т.д.). Например, перо было необходимо для написания, его кончик опускался в чернила, оно могло принадлежать самому писателю; кивера одевалась воинами, по ее внешнему виду можно было определить полк воина, этот предмет мог принадлежать героям «Бородино». Задание обсуждается командой, затем выбирается ответчик, который озвучивает общее мнение.

2 задание: у каждого учащегося листок с заданием. Необходимо соотнести этапы жизни Лермонтова и места России.
Правильные ответы:

Имение Тарханы Пензенская область
Благородный пансион Москва
Юнкерская школа Петербург
Ссылка за стихотворение
«Смерть поэта»
Кавказ

Учитель просит обменяться работами друг с другом, озвучивает правильные ответы. Дети на листках выставляют друг другу оценки.

{module Google_kvadrat}

3 задание: на столах дубовый лист (настоящий или нарисованный), необходимо обсудить в команде и ответить, из какого произведения Лермонтова этот предмет, что он символизирует, вспомнить строки, связанные с ним. При опросе следует помнить, что самая легкая задача у команды, отвечающей первой, а самая сложная – у последней. Учитель должен проследить, чтобы отвечающий от команды был другим.

4 задание: работа с репродукцией картины Шишкина «На севере диком». Оценивается умение видеть композицию, колорит картины, замысел художника, соотношение с одноименным стихотворением Лермонтова.

5 задание: работа с текстами стихотворений (выбор произведений на усмотрение учителя). Необходимо выписать изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор передает свои чувства, эмоции. Каждая команда работает над своим текстом, затем озвучивает свое мнение. Другие команды поправляют или дополняют ответ. Затем озвучивает свой.

6 задание: на доске написаны слова: листок, парус, море, утес (или проецируются их изображения), задача команды – коллективно выбрать одно (слово) из них, рассказать о значении этого образа в творчестве Лермонтова, привести примеры из текстов.

Учитель подводит итоги занятия, выставляет оценки (учитываются ответы учащихся, их работа в команде, письменные оценки, выставленные по итогам второго задания).

Рефлексия. Учащимся предлагается на листках бумаги в виде листов дерева написать свои впечатления от урока и пожелания. Листы крепятся на нарисованный ствол дерева. Учитель: «Сегодня мы посадили дерево знаний, от вас зависит, будет ли оно расти дальше. Чтобы дерево дало плоды, выполните домашнее задание».  (Домашнее задание дается согласно программе, по которой работает педагог).

Презентация «Компьютер как система» 4 класс
Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики (1-11 кл.)

Reactions

0
0
0
0
0
0
Already reacted for this post.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *